Мода молниеносна. Мы буквально каждые полгода получаем рекомендации от дизайнеров и чёткую инструкцию, как им следовать. В потоке сменяющих друг друга трендов и фэшн-потрясений наступает момент жажды — поиска знакомых образов, родных очертаний. Русский человек находит их в отечественной культуре, большую часть которой хранят традиционные народные промыслы.
Ростовская финифть, крестецкая строчка, елецкие кружева — не просто набор регионального искусства, а элементы кутюра, которыми, например, Ульяна Сергиенко удивила Париж.
Поговорили о судьбе народных промыслов, их значимости в мире современной моды и русской культуры вместе с Еленой Кравец, экспертом и руководителем проектов «Артистократия» и «Лаборатория промыслов».
Как народные промыслы сохраняют и передают наш культурный код?
Прежде чем затронуть тему значимости народных художественных промыслов, стоит вспомнить, что вообще такое культурный код. Это уникальные особенности, доставшиеся нам от предков: от предметов искусства и науки до традиций и языка. Они идентифицируют нас и формируют культурное бессознательное.
Народное искусство является самым древним и ярким проявлением культурного наследия. В нём сохранены художественные образы наших предков, начиная с тринадцатого века.
Например, гончарное ремесло Гжели возникло во владениях Ивана Калиты в четырнадцатом веке, и мы до сих пор знаем и используем этот вид росписи, наблюдая за её изменениями.
Чтобы понять силу образного мышления, которым славится народное искусство, посмотрите иллюстрации 1934 года мастера лаковой миниатюры Ивана Голикова к «Слову о полку Игореве». Поражает смелость использования цвета, знание анатомии и распределения большого количества участников на одном поле. И это народный мастер, не имеющий академического образования. Настоящий талант!
В этом и есть сила народного искусства. Оно сохраняет память предков. Передаёт её из поколения в поколение и остаётся настолько близким нам, что мы до сих пор используем его в нашей жизни.
Все видели салфетки с елецким кружевом и павловопосадские платки. Какие ещё виды традиционных русских промыслов развивают в России?
Сейчас в России существует около 200 промыслов: кружевоплетение, вышивка, ткачество и ковроткачество, резьба по кости и дереву, ювелирное и эмальерное искусство, обработка металла, кожи и меха. Мы, наверное, единственная страна в мире, которая сохранила такое разнообразие народных художественных промыслов и продолжает их развивать.
Как этническая многогранность России отражается в промыслах?
Народные художественные промыслы появляются по территориальному принципу, поэтому в их обозначении всегда будет присутствовать название места обетования. Сами же промыслы рассказывают об истории своего народа, о его этнических мотивах и традициях.
Например, кубачинский промысел, известный на весь мир мастерством художественного оформления клинка, повествует о силе воинов Дагестана. Башкирские промыслы сохранили традиции строительства юрт, ткачества и создания удивительных женских украшений — нагрудников. Тобольские и якутские промыслы поражают искусной работой с бивнем мамонта, который пролежал в вечной мерзлоте более 17 тысяч лет. Кстати, не все знают, что в землях Якутии находятся самые большие запасы бивня мамонта в мире — около 500 тысяч тонн.
Современная мода и традиционные промыслы — насколько сильно они переплетаются? Почему так происходит?
Народное искусство и промыслы исторически возникли из стремления простых людей украсить свой дом и себя. А ещё это была возможность заработать, продав изделие на ярмарке. Сейчас, кстати, многие мастера тоже в них участвуют, потому что в России нет общей ритейл-платформы для этой отрасли. Эта проблема и ряд других причин влияют на некоторую отдалённость и редкое сотрудничество промыслов с миром моды и интерьерного дизайна. Но есть и яркие примеры коллабораций — как правило, капсульные коллекции, а не постоянный ассортимент.
Например, при создании коллекции Ulyana Sergeenko Haute Couture Spring-Summer 2022 дизайнер сотрудничала с мастерами разных промыслов — там была и ростовская финифть, и крестецкая строчка, и елецкие кружева и гусевской хрусталь.
Бренд Loom by Rodina тоже использовали в своих коллекциях елецкое кружево, а дизайнер Фрол Буримский вдохновлялся старинным городом Каргополь, работая над созданием коллекции Haute Couture Kargopol для своего бренда Flor et Lavr.
Расскажите, как появился проект «Лаборатории промыслов»?
Лаборатория промыслов начала свою деятельность в 2023 году, до этого мы вели медийный просветительский проект «Артистократия. Поддержка народных художественных промыслов» под патронажем Минпромторга России. Тогда мы поняли необходимость оцифровки архивов народных промыслов, чтобы в будущем использовать их при разработке коллекций.
Около шестнадцати промыслов мы уже перенесли на электронные носители — это около 10 тысяч иллюстраций, разложенных на исторические периоды, начиная с семнадцатого века. На их основе можно создать не только материальные объекты, но и современные раппорты и принты. Яркий пример — наша коллекция «Драконы и другие фантастические звери», отрисованная мастерами Палеха.
С какими столичными дизайнерами «Лаборатория промыслов» уже успела поработать? Что вы создали в рамках этого сотрудничества?
Вместе с брендом авторских обоев Zazz мы выпустили серию «Мезенские кони» с паттерном по мотивам традиционной росписи.
Масштаб рисунка можно менять в зависимости от задачи: украсить холл отеля огромным мезенским конём или детскую милой композицией из лошадок. Нам важно, чтобы возникали целые интерьерные капсулы, поэтому к коллекции мы также предлагаем столовый текстиль и системы хранения.
Ещё мы провели переговоры с известным дизайнером Янисом Чамалиди, чья коллекция вошла в пятёрку лучших на прошедшей Московской неделе моды.
Янису близка тема кочевничества и природы. Его очень заинтересовала возможность поработать с бивнем мамонта (тобольский промысел), с плетёной фактурой из бересты (томский промысел), с чернённой гравировкой по металлу (промысел Златоуста). Мы очень надеемся, что его вдохновила возможность поработать с великим наследием нашей страны.
У многих людей традиционные промыслы ассоциируется с народным костюмом с ярко-красной вышивкой. Есть ли более сдержанные варианты, которые легко внедрить в повседневный гардероб?
На самом деле, народные художественные промыслы обладают большим потенциалом и огромной палитрой красок, которую можно использовать в различных тематиках: от лубочной до аристократичной, от традиционной до авангардной, от классической до инновационной.
Важно только ориентироваться в народном творчестве — изучать архивы, понимать, с каким материалом работают промыслы и что означают символы и цвета, которые они используют. Ведь всё имеет значение! Даже направление вышитой или нарисованной лошади: движение в левую сторону означает восход и жизнь, в правую — закат и смерть.
Какие промыслы, по вашему мнению, сильно недооценены?
Оценить духовное культурное наследие мы не можем. Перед нами другая задача — сохранить, интерпретировать и показать новые смыслы наших традиций.
Например, недавно мы сотрудничали с молодой компанией Prime, которая занимается разработкой горнолыжного снаряжения. Помогали им с дизайном линейки сноубордов и в качестве прототипа предложили каргопольскую игрушку «Человек-конь». Ребята сначала удивились, но потом идея прижилась, и линейка вышла в тираж. Теперь на одноимённых сноубордах красуется современный пиксельный паттерн с глиняной каргопольской игрушкой!
Важно перейти из формата «историческое наследие» и «музейные архивы» в систему грамотного использования богатейшего народного искусства в разных областях — моде, предметном дизайне, моушн-анимации, кино и даже NFT. В этом задача настоящего, и «Лаборатория промыслов» готова помочь в её решении.