«Ад пуст! Все дьяволы сюда слетелись!»
Из пьесы «Буря» Уильяма Шекспира
Пьеса Вячеслава Комкова «Рыбий глаз» стала победителем всероссийского проекта «Цех драматургов — 2022». А в 2023 году ее впервые поставили: команда молодого театра «Револьвер» превратила сцену Культурного центра ЗИЛ в телепорт в 1990-е годы. С отсылками к Библии, старославянским мифам и, неожиданно, детективам в духе модных «Топей».
Сразу оговоримся: в «Револьвере» играют молодые актеры. Не в плане возраста — это недавние выпускники театральных вузов и училищ. С одной стороны, для зрителя имена будут незнакомыми, а с другой — свежая кровь в столичном мире сцены и горящие энтузиазмом глаза ребят добавляют эффектности происходящему.
Что здесь, что в их «Снегурочке» притча превращается в боевик с примесью артхауса, и выглядит это оригинально и необычно. Особенно при возрастном цензе 12+ подростки точно будут впечатлены, если до этого видели в основном классический школьный репертуар.
Библейская история нашего двора
«Да, ад я представлял себе по-другому. Тут просто пустота. Ни чертей, ни котлов. Может, нет никакого ада, есть только вот это? Ау!»
Из пьесы «Рыбий глаз» Вячеслава Комкова
Главных героев в пьесе фактически два. Первый — следователь, который начал вести свой канал и рассказывает о необычных делах из своей карьеры. От его лица мы и будем узнавать всю историю. Второй — мальчик Юра, которому одиннадцать лет, у которого есть старший брат, мама и бабушка. Типичная семья 1990-х в Петербурге скрывает типичные семейные скелеты в шкафу: где-то кто-то когда-то умер, кто-то кого-то невзлюбил, отец детей скрылся непонятно где — в общем, ничего сверхъестественного… пока Юра не исчезает, а следователь не начинает его искать.
Дальше начинается наполовину детектив, наполовину мистический триллер с отсылками к трагической истории Каина и Авеля. Ее автор пьесы и команда театра переосмысливают и меняют, чтобы показать, что даже в хмурые 1990-е люди уже далеки от первозданных пороков и посреди мрака и в отсутствие стабильности все равно продолжают оставаться людьми, тянуться друг к другу и беречь своих родных.
Петербургские перестрелки
В «Револьвере» внимание зрителей удерживают не только артистизмом, но и динамичным повествованием: даже длинные монологи не звучат скучно, потому что перемежаются звуковыми и световыми спецэффектами, иногда заставляющими зал вскрикивать от удивления. Но за всеми вспышками и хлопками необходимо пристально прислушиваться и вдумываться в происходящее, потому что то, что кажется простым и банальным, может иметь под собой несколько философских подтекстов.
«Вот я доеду, и что там? Я зайду на кухню, и что я спрошу? Мама, я запасной? Я просто так?»
Из пьесы «Рыбий глаз» Вячеслава Комкова
Или даже не философских, а жизненных — о том, что родители всегда мечтают об идеальных детях, но любят своих, даже когда те совершают ошибки. Или о том, что, помимо рабочих задач, существует личный интерес и добропорядочность, поэтому следователь, столкнувшись с мистическими обстоятельствами, стремится разобраться в происходящем, а не бежит писать заявление по собственному.
Ад, архангелы, деревенская магия, жертвоприношения, чертово болото — и при этом детские драки, мультики по телевизору, крыжовник в огороде и игры в пруду. Контраст настоящего и выдуманного заставляет трезвомыслящего следователя сомневаться в том, что является правдой, а что вымыслом.
«Верю ли я в бабу Дору, в бога, дьявола, деревенскую магию и черта под печкой? Мой мозг говорит: пиши рапорт и вали, у тебя еще куча дел. Пацан найден, дело закрыто. Моя почти зажившая рука: верь, верь, верь.»
Из пьесы «Рыбий глаз» Вячеслава Комкова
Финал спектакля остается открытым и, честно говоря, неожиданным: нам позволяют самостоятельно додумать, будет ли у действия счастливое или грустное завершение, оставляя для этого множество сюжетных деталей. Я бы предпочла верить в то, что, как и в оригинальном тексте пьесы, побеждает любовь, а выше любых сверхъестественных сил оказываются сила альтруизма и честь.