Любовь — лекарство от бесов: спектакль «Рыбий глаз» в театре «Револьвер»

15.10.2023
Алена Соколова

«Ад пуст! Все дьяволы сюда слетелись!»

Из пьесы «Буря» Уильяма Шекспира

Пьеса Вячеслава Комкова «Рыбий глаз» стала победителем всероссийского проекта «Цех драматургов — 2022». А в 2023 году ее впервые поставили: команда молодого театра «Револьвер» превратила сцену Культурного центра ЗИЛ в телепорт в 1990-е годы. С отсылками к Библии, старославянским мифам и, неожиданно, детективам в духе модных «Топей».

Сразу оговоримся: в «Револьвере» играют молодые актеры. Не в плане возраста — это недавние выпускники театральных вузов и училищ. С одной стороны, для зрителя имена будут незнакомыми, а с другой — свежая кровь в столичном мире сцены и горящие энтузиазмом глаза ребят добавляют эффектности происходящему.

Что здесь, что в их «Снегурочке» притча превращается в боевик с примесью артхауса, и выглядит это оригинально и необычно. Особенно при возрастном цензе 12+ подростки точно будут впечатлены, если до этого видели в основном классический школьный репертуар.

DSC_0768.jpg

Библейская история нашего двора

«Да, ад я представлял себе по-другому. Тут просто пустота. Ни чертей, ни котлов. Может, нет никакого ада, есть только вот это? Ау!»

Из пьесы «Рыбий глаз» Вячеслава Комкова

Главных героев в пьесе фактически два. Первый — следователь, который начал вести свой канал и рассказывает о необычных делах из своей карьеры. От его лица мы и будем узнавать всю историю. Второй — мальчик Юра, которому одиннадцать лет, у которого есть старший брат, мама и бабушка. Типичная семья 1990-х в Петербурге скрывает типичные семейные скелеты в шкафу: где-то кто-то когда-то умер, кто-то кого-то невзлюбил, отец детей скрылся непонятно где — в общем, ничего сверхъестественного… пока Юра не исчезает, а следователь не начинает его искать.

Дальше начинается наполовину детектив, наполовину мистический триллер с отсылками к трагической истории Каина и Авеля. Ее автор пьесы и команда театра переосмысливают и меняют, чтобы показать, что даже в хмурые 1990-е люди уже далеки от первозданных пороков и посреди мрака и в отсутствие стабильности все равно продолжают оставаться людьми, тянуться друг к другу и беречь своих родных.

NAA_7288-0.JPG

Петербургские перестрелки

В «Револьвере» внимание зрителей удерживают не только артистизмом, но и динамичным повествованием: даже длинные монологи не звучат скучно, потому что перемежаются звуковыми и световыми спецэффектами, иногда заставляющими зал вскрикивать от удивления. Но за всеми вспышками и хлопками необходимо пристально прислушиваться и вдумываться в происходящее, потому что то, что кажется простым и банальным, может иметь под собой несколько философских подтекстов.

«Вот я доеду, и что там? Я зайду на кухню, и что я спрошу? Мама, я запасной? Я просто так?»

Из пьесы «Рыбий глаз» Вячеслава Комкова

Или даже не философских, а жизненных — о том, что родители всегда мечтают об идеальных детях, но любят своих, даже когда те совершают ошибки. Или о том, что, помимо рабочих задач, существует личный интерес и добропорядочность, поэтому следователь, столкнувшись с мистическими обстоятельствами, стремится разобраться в происходящем, а не бежит писать заявление по собственному.

Ад, архангелы, деревенская магия, жертвоприношения, чертово болото — и при этом детские драки, мультики по телевизору, крыжовник в огороде и игры в пруду. Контраст настоящего и выдуманного заставляет трезвомыслящего следователя сомневаться в том, что является правдой, а что вымыслом.

«Верю ли я в бабу Дору, в бога, дьявола, деревенскую магию и черта под печкой? Мой мозг говорит: пиши рапорт и вали, у тебя еще куча дел. Пацан найден, дело закрыто. Моя почти зажившая рука: верь, верь, верь.»

Из пьесы «Рыбий глаз» Вячеслава Комкова

Финал спектакля остается открытым и, честно говоря, неожиданным: нам позволяют самостоятельно додумать, будет ли у действия счастливое или грустное завершение, оставляя для этого множество сюжетных деталей. Я бы предпочла верить в то, что, как и в оригинальном тексте пьесы, побеждает любовь, а выше любых сверхъестественных сил оказываются сила альтруизма и честь.

Следующий показ спектакля — 27 октября.

Читайте также

Москва выходного дня: куда сходить 26-27 ноября
«Сделано в Москве» на ярмарке «Текстильлегпром»: фоторепортаж
Ярмарка non/fiction 2023 в Москве: как это было
Рецензия на пьесу «Разговоры после погребения»: кокетство и жажда приключений
Продолжая просмотр настоящего сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов Cookie и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта, а также, в определенных случаях, для продвижения услуг АНО «МЭЦ», предоставления информации о предстоящих мероприятиях и соглашаетесь с пользовательским соглашением