«LA’ Театр» — независимый проект, заработавший в здании прямо у метро «Спортивная». Если посмотреть на состав труппы, то становится понятна значимость, весомость заведения в области театрального искусства: здесь собраны именитые актеры театра и кино последних пятидесяти лет. Среди них — Валентин Смирнитский, Елена Сафонова, Ольга Прокофьева, Нелли Уварова, Роза Хайруллина, Владимир Стеклов и другие.
Аудитория театра — стильная, свободная и креативная, это бросается в глаза, когда изучаешь зрительский зал в сером, бетонном цвете. С первых минут присутствия представляешь, что и репертуар здесь должен быть особенный — модный, сложный и неоднозначный.
Проверим?
«Разговоры после погребения» — постановка по одноименной пьесе Ясмины Реза («Conversations après un enterrement»), которая впервые была сыграна в Париже в 1987 году и получила престижную французскую премию Мольера. Сама Ясмина Реза — актриса и драматург, в 1999 году входившая в состав жюри Каннского кинофестиваля.
Честно говоря, при взгляде на афишу возникло ощущение, что это будет история, полная траурного трагизма и размышлений. Оказалось, это почти что теплая семейная драма о взрослении и родственных узах. И о том, что молодость не определяется возрастом.
Главные герои — члены одной семьи. Зрителям они не представляются: их имена и причастность к событию мы узнаем по ходу сюжета. С одной стороны, это заставляет сначала теряться в повествовании, а с другой — создает реалистичное ощущение взгляда в замочную скважину: мы становимся незримыми гостями чужого сада и дома.
Уже с первых реплик становится ясно, что одна из главных линий пьесы — о детско-родительских отношениях. Детские травмы, несущественные на первый взгляд для нас, взрослых, отпечатываются клеймом в памяти на всю жизнь и формируют наше отношение к миру. Так случайная отцовская реплика может повлиять на характер или превратиться в пожирающий страх. «Воспринял приход дьявола как стратегическое подкрепление» — приметная реплика в самом начале, которая показывает, насколько глубока проблема отцов и детей.
Кстати, библейских и прочих религиозных отсылок тут почти нет — или они слишком тонки, чтобы стать очевидными для обычного зрителя. Зато есть победа любви над смертью: то, что обычно называют плясками на костях, становится танцем во имя продолжения жизни.
Нам рассказывают несколько жизненных историй, и чем моложе герои, тем печальнее они видят свет и драматичнее воспринимают трудности. А чем старше — тем легче встречают невзгоды и сохраняют бодрость с чувством юмора.
Так, совершенно очаровательной пожилой парой предстают перед зрителями Валентин Смирнитский и Роза Хайруллина. «Я женился на тебе в 64 года» — и мы видим флирт, кокетство и неуемную жажду приключений. Любовь не поддается старости: муж водит жену за руку, пока та гуляет по бордюру.
Пьеса длится больше двух часов и состоит из бесконечных диалогов. Можно было бы и заскучать, если бы не три нюанса.
Актерский состав: он настолько харизматичен, что читай они простые детские считалочки, это все равно звучало бы впечатляюще. Разнообразные интонации, искренние эмоции, бархатный голос Евгения Дятлова, трогательный нервный смех Нелли Уваровой — всему этому веришь, даже когда история кажется надуманной и сюрреалистичной.
Спецэффекты: монотонный шум дождя и свежесть капель (да, там действительно много воды!) поддерживают меланхоличный настрой — то редкое проявление похоронного настроения, которое должно было присутствовать из-за контекста. Возникает ощущение, будто вы действительно сидите сентябрьским вечером в загородном доме во время грозы и готовите ароматное мясное рагу.
Ироничный взгляд: многим будет знакома эта неловкая тишина, возникающая на семейных посиделках, когда все присутствующие связаны друг с другом не только кровью, но и претензиями. Разные взгляды и робкие попытки найти тему для разговора обыграны так светло, что это не вызывает раздражения — только теплое чувство ностальгии по своим близким.
Стиль, французский шик, легкая хандра и безусловная откровенность — вот ради чего стоит идти на эту пьесу.
Фото: LA'Театр