Пьеса американского драматурга Леонарда Герша «Эти свободные бабочки» стала своеобразной классикой современных театров: ее ставят на разных площадках и молодые студенты училищ, и опытные профессионалы сцены. Все потому, что сама пьеса одновременно смешная, острая, горькая и искренняя — про любовь, поиски себя и отсутствие стереотипов. То есть про все то, что очень любим мы, зрители.
В «La’ Театре» к постановке подошли ответственно и решили взять не только материалом, но и актерским составом. Главную роль исполняет Дмитрий Дюжев, и сначала кажется, что это странная затея, ведь в истории рассказывают о слепом парнишке, которому нет еще и 25 лет. На деле оказывается, что талантливый актер и юнца сыграет так, что охотно поверишь, — причем юнца пылкого, сумасбродного и свободолюбивого.
А еще здесь Дюжев, как и его герой, поет: к спектаклю им была написана песня, безумно трогательная и красивая.
Ключ тихонько в замке повернется,
В приоткрытую дверь хлынет свет.
И, неслышно ступая по солнцу,
Ты вернешься, а меня нет.
Дмитрий Дюжев. Песня «Свободная любовь»
Весь сюжет как раз и вертится вокруг незрячего парня, который всю жизнь страдал от материнской опеки и не умел жить самостоятельно. Переехав в свое жилье, он встречает соседку — энергичную и красивую молодую девушку, которая принимает его со всеми недостатками и странностями. Бурный роман показывает: чем ярче эмоции, которые испытываешь, тем болезненнее потом сталкиваться с жестокой реальностью.
Накаляют градус и другие актеры — например, строгая и едкая Елена Сафонова в роли мамы героя или импозантный Валентин Смирнитский, который искусно справляется с ролью режиссера весьма свободных нравов. Безжалостный взрослый мир противостоит наивному юношескому максимализму и чистым сердцам. С одной стороны, хочется вздохнуть и смириться с тем, что старшие чаще правы, с другой — некоторые реплики поднимают ту самую светлую веру, которую страшно потерять снова.
На протяжении двух с половиной часов (с антрактом) персонажи раскрываются перед нами, шутят, плачут, кричат, поют, танцуют и смеются — живут полноценной жизнью. Скучно не становится; сцены пропитаны то философскими рассуждениями, то задорным юмором.
Финальная сцена режет зрителя без ножа, это одновременно больно, светло, безнадежно и обнадеживающе — удивительная смесь эмоций заставляет украдкой вытирать слезы, пока зал начинает рукоплескать. В этом театре любят яркие спецэффекты и необычные ходы, удивить гостя здесь главный принцип.