В начале 2022 года многие так или иначе стали обращаться к русской истории и размышлять на тему идентичности культурного кода. У Анастасии Аксеновой и её мамы Людмилы эти размышления приняли физическую форму и отразились в изделиях их бренда «Багряница». Теперь именитый фэшн-фотограф не только фиксирует красоту чужой художественной мысли, но и создаёт собственный стиль, который гордо называет неорусским.
Неорусский стиль в прочтении «Багряницы» — какой он?
В моём понимании, он только находится в процессе формирования. Творцы из различных креативных индустрий обращаются к традиционности: выпускают неорусские сказки, играют электрофолк на рейвах, используют кириллические шрифты в графическом дизайне — я никогда раньше не видела такого обилия. Люди подпитывают и вдохновляют друг друга на развитие нового русского стиля и его маркетинговой привлекательности. Но его настоящий расцвет только впереди.
Для «Багряницы» неорусский стиль — это эстетика элегантного патриотизма, который не кричит и не бьёт себя в грудь, а просто наслаждается культурой своей родины. Мы производим технологичные, стильные и повседневные вещи без провокаций и ретроспектив. Наша одежда легко вписывается в любой гардероб, что помогает русскому культурному коду всё чаще и привлекательнее звучать в окружающем пространстве.
Почему вы интегрировали в свою одежду русские художественные мотивы, а не стали использовать традиционный костюм?
Нам нравятся менее очевидные цитаты, поэтому мы чаще обращаемся к художественным мотивам, а не конструктивным. От многих клише хочется уйти.
Например, косоворотка — это как-то слишком в лоб. Но мы сделали небольшой намёк на неё в наших свитшотах «Матрёшка» и «Супрематизм» — добавили чёрную полосу вниз от ворота, где обычно у косоворотки находятся пуговицы. Дань традициям отдана, визуальный образ сохранён, но при этом наша покупательница может пойти в этом свитшоте на деловую встречу.
Ещё в нашем ассортименте есть кушаки из экокожи. Мы соединили традиционный русский широкий пояс с баской и корсетом, оставив длинные опоясывающие завязки. Очень стильный, сексуальный аксессуар, который пользуется большой популярностью у женщин.
И, конечно же, кокошник. Я не большой фанат этого аксессуара, но наши клиентки так настойчиво требовали его, что мне пришлось пересмотреть свои взгляды. «Кокошник — это легальный способ надеть на улицу корону», — так мы шутим с девочками в наших соцсетях.
С какими художественными промыслами вы сотрудничаете?
Первые вещи, которые заложили в нас вектор русского стиля, — это свитшоты с использованием павловопосадских платков. Это потрясающие изделия, над созданием которых трудятся лучшие художники страны. Каждый завиток — шедевр, и в наших аппликациях часто удаётся рассмотреть всю их красоту и глубину. Эти платки — шерстяные, поэтому мы разработали целую технологию создания аппликаций, чтобы они смотрелись объёмнее и были защищены от деформации и сваливания. Сами свитшоты прекрасно зарекомендовали себя. Мы сами носим их ежедневно уже два года.
Ещё нам очень нравится жостовская и борецкая роспись. Жостово — это русские прерафаэлиты с эстетикой утопленных цветов, грубых ботинок и кожаных курток. А в борецкой росписи заложен целый универсум, невероятный символизм, о котором хочется рассказывать.
В наших изделиях встречаются вязаное кружево и вышивка — классика русского декоративно-прикладного искусства. И ещё одна тема — это русская вязь и буквицы. Я даже отучилась в Национальной школе ремёсел на курсе каллиграфии, и мы уже подготовили много эскизов для будущей коллекции, посвященной письменности.
Как появилась идея создать бренд?
«Багряница» — это история о том, как дело берёт людей, а не люди берутся за дело.
У меня с мамой была семейная фотостудия в одном из московских бизнес-центров. Два года назад наши соседи, владельцы маленького швейного цеха, собрались уезжать и предложили нам забрать его в пользование. Мы решили рискнуть, потому что моя мама технолог по образованию. Она умеет создавать лекала и конструировать одежду. А я — фотограф, который 20 лет снимает моду и сотрудничает с дизайнерами одежды.
Мы отшили несколько изделий, отсняли их в студии и показали знакомым. Им всё понравилось. А потом нам в руки попал кусочек павловопосадского платка, и всё закрутилось.
Мама сшила мне платье из экокожи с рукавами и большим воротником из платка, напоминающим оплечье, — я в нём появилась на церемонии награждения Русского Императорского Двора за вклад в литературу.
Вы даже в сфере литературы отличились?
Да, есть такое. У меня несколько наград Союза писателей России за поэзию.
Получается, искусство всегда было вашей сильной стороной?
Оно всегда меня интересовало. Я, например, являюсь членом Евразийского Художественного Союза в гильдии символизма. Но это фотосюрреализм. Раньше я была невероятно далека от русской темы. Но чем больше читала и узнавала о нашей традиционной культуре, тем больше она меня захватывала и вдохновляла. Столько невероятных и прекрасных открытий я не делала никогда. Об этом хочется рассказывать, на эту тему хочется творить.
Я теперь прекрасно понимаю фольклористов — вот он, настоящий андеграунд и кладезь уникальных знаний, вписанных в наше ДНК. Захотелось всё это наследие бережно собрать, сохранить, перевести на язык современности и помочь ему пробраться сквозь века к нашим потомкам.
На вашем последнем показе на Volga Fashion Week мы заприметили интересный айтем — топ с жостовской росписью и иллюстрацией АК-47. Что вы хотели сказать этим?
Как я уже говорила, жостовскую роспись нам очень хочется смешивать с рок-н-рольной эстетикой, с привкусом бунтарства. Этот принт получился достаточно провокационным, с различными вариантами прочтения, и никого не оставляет равнодушным. Заметьте, и вы задали о нём вопрос.
Так и есть, проигнорировать было сложно. Но всё-таки АК-47 — это продукт советского производства. Можно сказать, что в «Багрянице» переплетается не только традиционный русский стиль, но и очертания советской культуры?
Конечно, будем ещё и космос покорять в будущих коллекциях! В истории нашей страны есть огромное количество интересных периодов и эпох с особенной эстетикой, личностями, событиями — все они наложили свои отпечатки на каждого из нас.
К примеру, слышишь фольклорную песню и вспоминаешь, что бабушка тебе это в детстве говорила. Ты думала, что абракадабра, а это народная мудрость 16 века. Лучше понимаешь и себя, и бабушку, и вообще людей вокруг.
Вы как фотограф как оцениваете визуальную целостность своих коллекций? После показа хочется что-то добавить или что-то убрать?
Как фотограф с высоким уровнем насмотренности и огромным количеством отснятых показов топовых русских дизайнеров, я всегда найду, к чему придраться. Но как дизайнер, понимаю, что гораздо важнее показывать вещи людям и получать обратную связь, чем сидеть в стороне и мучиться от перфекционизма.
Мой внутренний фотограф хочет сразу и сценическое шоу, и спецэффекты, и концепцию, которая до костей пробирает. А внутренний дизайнер рад, что у него вообще есть показ на втором году жизни, и что нас хорошо принимает публика и СМИ. Представляете, «Багрянице» только два года, а нас уже дважды на World Fashion Channel показывали — это же о чём-то говорит!
Расскажите о вашей последней коллекции «Наследие». Как название отразилось на подборе материалов и дизайне, а главное — на смыслах коллекции?
«Наследие» — это эклектика, собранная из разных эпох и слоёв нашей культуры и объединённая в цельную коллекцию носибельных вещей. Каждый найдёт в ней вещи, которые откликнутся именно ему: будь то свитшоты с архаичными языческими символами, унисекс худи с коньками-охлупенями из павловопосадских платков или яркие платья «Царевна», как из сказок Пушкина. Эту коллекцию мы создавали совместно с фольклористом Натальей Скунцевой. Кстати, с её электрофолк группой «КоленкорЪ» мы сотрудничаем больше года.
Строите ли вы планы по изменению вектора развития бренда? Планируете запустить кутюрную линию?
На данный момент нам нравится выбранный сегмент. Мы хотим и дальше оттачивать собственный стиль и наращивать производственные мощности, так как спрос на нашу продукцию достаточно высокий. Летом мы зашли в ритейл, поэтому испытываем острый дефицит товара.
О кутюрной линии мы задумываемся, но в более отдалённой перспективе. Этой весной мы стали финалистами престижного модного конкурса Fashion Style, где я увидела огромное количество прекрасных дизайнеров. Их коллекции очень концептуальны, уникальны, но вместе с тем совершенно не применимы в жизни.
Наша лёгкая промышленность только стала набирать обороты и вызывать доверие у потребителя. На этом этапе мы хотим, в первую очередь, закрыть базовые потребности людей, а потом уже, с большими возможностями и ресурсами начать творить высокую моду. Мы понимаем, что этот вектор тоже очень важен, так как он служит вдохновением для всей индустрии.