О том, как из обычной ваты создаются невероятно милые игрушки, украшающие елки, редакции «Сделано в Москве» рассказала Светлана Моднова, художник-модельер и основательница мануфактуры «Московская игрушка».
Примечательно, что мануфактура работает по принципу предприятий начала XX века, возрождает давно забытые технологии и предоставляет место для работы рукодельницам и мамам особенных детей. Но обо всем по порядку.
Вы создаете уникальные авторские игрушки по старинным технологиям. Расскажите, с чего все начиналось и как пришла такая идея?
— Все очень просто — с одной стороны я профессиональный управленец, с другой — художник-модельер. Тяга к творчеству была у меня всегда. И так сложились звезды, что я увидела это ремесло как душевное и очень перспективное, смогла объединить возле себя крутую творческую и трудолюбивую команду состоявшихся художников. И системно, шаг за шагом строила мануфактуру в Москве.
В итоге наша мануфактура ватной игрушки — единственная в стране площадка, где мы…
- занимаемся просветительскими и социальными программами, открыв в Москве первый музей ватной игрушки,
- возрождаем уникальное ремесло ватной игрушки по старинным технологиям,
- знаем все секреты технологий создания и мастерства ватных игрушек,
- умеем создавать экологичные, эксклюзивные коллекции для бизнес-партнеров под бренд заказчика в любых тиражах.
Насколько мы знаем, у вас необычная система производства — социальный проект, построенный по принципу артельности 1920–1940-х годов. Как это реализуется на практике?
— Все верно. Наши ведущие художники и мастера-кукольники разрабатывают коллекцию игрушек и распределяют порядок необходимых для создания изделия технологических операций между мастерами: например, копирование с антикварных слепков, роспись лиц, создание одежды, покрытие слюдой и пастелью и так далее.
Именно такая работа по принципу артельности, выстроенная в мануфактуре, дает возможность сделать коллекцию в любом количестве — от 10 до 20 000 штук, и самое главное — все игрушки в коллекции будут одинаково похожи на согласованный сигнальный образец, при этом не потеряют своей индивидуальности.
Сколько мастеров сейчас участвует в процессе? Как и где вы их находите?
— Мы не ищем женщин-мастеров, у нас спрос на место мастера в мануфактуре превышает предложение.
На сегодняшний день очень много желающих попасть в команду, но отбор у нас очень серьезный, так как мы поставщики корпоративных подарков крупнейших компаний России, и качество игрушки и упаковки — наше все. Это наша визитная карточка. Поэтому мы обучаем и выращиваем в своей команде самых качественных мастеров.
Все ваши игрушки — ручной работы? Как долго производится одна единица?
— Да, исключительно только ручная работа. Каждая игрушка неповторима. Одна игрушка со всеми промежуточными операциями и сушками лепится и расписывается до 5 дней.
Если смотреть в соотношении, «Московская игрушка» чаще работает на заказ или выпускает готовые коллекции?
— Конечно, 90% — это готовые, разработанные нашими мастерами коллекции.
Но мы предлагаем тематические аксессуары в ручки игрушкам для наших заказчиков. Например, для компании РЖД — паровозики, для ФК «Зенит» — брендированные мячи, шарфы и шапочки, для АО «Сбербанк» — все игрушки в одежде фирменных цветов и оттенков компании. Часто даем в руку игрушке мини-открыточку с поздравлением от компании. Фантазия у наших художников безгранична.
Среди ваших корпоративных заказчиков — правительство Москвы, Московская городская дума, ПАО «Транснефть», АО «Глонасс», футбольный клуб «Зенит» и много других структур с известными именами. Можете вспомнить самый необычный заказ, который приходилось выполнить?
— Самым необычным было пожелание одной нефтяной компании запечатлеть в виде новогодней игрушки битумовоз. При этом сделать его нужно было по-новогоднему волшебным. В итоге около двухсот миниатюрных веселых битумовозов украшают елки партнеров заказчика.
Но это был эксклюзивный заказ, и мы больше его не повторяем.
Вы выпускаете только елочные игрушки? Не было мысли расшириться и производить что-то еще?
— Нет, только елочные игрушки. Мысль расшириться — лишь в количестве продукции и ассортименте.
Мы изучаем и разрабатываем технологии применяемого советскими артелями оборудования, которое работало во время процветания ватной игрушки в России — в 1930–1940 годах.
В задачах — с технологами создать часть оборудования для выпуска специальных коллекций формованных и механических, не полностью ручных операций, что существенно сократит время производства игрушки. Поэтому сейчас ищем партнеров и поставщиков, с которыми сможем доработать все под наш запрос.
В настоящее время мы производим игрушки вручную. Если учесть, что каждая игрушка создается и просыхает порядка 5 дней, то при механизации производства этот процесс станет более эффективным.
Как вы находите своих покупателей? Реклама, сарафанное радио?
— Не поверите, покупатели сами находят нас. У нас с января по апрель подписывается 70% договоров на новогодние заказы.
Зачастую топ-менеджеры, получившие в подарок нашу игрушку от компаний-партнеров, отдают ее в отдел маркетинга — так начинается процесс согласования с нашей мануфактурой сигнального экземпляра игрушки и подписания договора.
Мы очень редко бываем представлены на выставках в силу круглогодичной занятости. В основном у нас постоянные заказчики — коммерческие, правительственные компании и крупные госкорпорации. Разместив у нас заказ один раз, партнеры приходят к нам в следующий и последующие годы, так как многим, кому дарится наша продукция, хочется год от года расширять свою семейную коллекцию ватных игрушек.
Есть ли игрушка из готовой коллекции, которая пользуется особой популярностью?
— Это детки с аксессуарами — лыжами, саночками, фонариками. В основном из коллекции «Зимние забавы», «Первые снежки». А еще наши фирменные деды морозы со снегурочками.
Расскажите, пожалуйста, про ваши социальные программы. Про то, как помогаете мамам с особенными детками.
— С 2019 года мы обеспечиваем решение проблем полной или частичной занятости тех, кто более всех сегодня нуждается в поддержке, — мам особенных детей и женщин старшего возраста, оставшихся без работы в период пандемии. И мануфактура ватной игрушки здесь выступает как постоянная площадка для обучения и дополнительного заработка, на которой обучены ремеслу ватной игрушки более 1500 москвичек.
Более 150 мастеров сегодня участвуют в процессе — это и семейные артели, и женщины разных возрастов. Нашей командой реализовано 7 президентских грантовых программ и 2 гранта от Департамента труда и социальной защиты населения правительства Москвы.
В своем сегменте мы — лидеры социального предпринимательства в России.
Любая такая мама может принять участие? Что для этого необходимо?
— Любая творческая женщина, у которой нет навыков, но есть желание и возможность заниматься рукоделием. Для этого нужно следить за нашими новостями, когда мы дадим старт новой образовательной программе.
А мамам, у которых есть позитивный опыт работы с ватой, нужно написать нам на почту s.tradicii@mail.ru и приехать на встречу с ведущим мастером мануфактуры.
Наверное, самые «жаркие» рабочие дни у мануфактуры — это осень и зима. А чем занято производство в летние месяцы?
— Это так кажется. В январе еще идут полноценные продажи игрушек на нашем сайте, на фестивале «Путешествие в Рождество» в самом сердце столицы. Уже с февраля мануфактура предлагает корпоративным клиентам новые коллекционные наборы авторских елочных игрушек от лучших мастеров-кукольников России.
Весной приходят самые крупные заказчики с тиражами от 1000 штук и запускается процесс работы над заказами. Интерес к ватной игрушке год от года все выше и выше.
Для всех наших клиентов важны экологичность и безопасность ремесла. Для многих приоритетны брендирование и большие тиражи. Все проекты мануфактуры вписываются в ESG-повестку (ESG-принципы — это экологические и социальные стандарты, которых придерживаются компании во время своей работы. — Прим. ред.) и стратегию корпоративной социальной ответственности. Это идеальный случай, когда, создавая на заказ корпоративные подарки, мы являемся социальным партнером. Также важно, что часть технологических процессов по созданию игрушки выполнена мамами особенных детей и каждая проданная игрушка — адресная помощь их семьям.
В каком направлении планируете двигаться дальше?
— В этом году мы представляем четыре новые коллекции.
Первая — «Я русский», о выдающихся соотечественниках XVIII–XIX века, которыми гордится Россия. Их образы будут созданы в современном виде с применением новейших технологий производства. Это эксклюзивная и довольно трудоемкая коллекция, с ограниченным количеством абсолютно уникальных кукол. Проект поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Вторая коллекция — игрушки Великой Победы.
Третья — малыши из ваты в национальных костюмах различных регионов нашей страны.
Четвертая — коллекция зверей и птиц из ваты «Московский зоопарк».
Также активно развиваем музей ватной игрушки, который мы открыли в Москве. Экспозиция музея состоит из уникальных коллекционных игрушек и редких экспонатов времен СССР и Российской Федерации. На выставочных стендах представлены игрушки 22 знаменитых артелей, фабрик и художественных мастерских по производству игрушек, начиная с конца 1930-х годов и до наших дней.
С сентября музей откроет двери для семейных и корпоративных мастер-классов, экскурсий и детских образовательных квестов.