Имеют ли домашние диффузоры и автомобильные ароматизаторы какое-либо отношение к парфюмерии? Как оказалось, самое непосредственное: при их создании также используются селективные парфюмерные композиции и самые современные технологии. О том, как стать лидером аромарынка в Москве, нашему проекту рассказал эксперт аромамаркетинга и основатель бренда «СОВА» Сергей Шабала.
Расскажите о себе, пожалуйста.
— Я родился 4 августа 1984 года. Получил техническую специальность — «автомобилестроение». Также есть неоконченное высшее образование по направлению «международные отношения», на нем я отучился четыре курса. Волею судеб пришлось уйти из института и заняться своим делом.
Это ваш первый бизнес?
— Свое первое дело я открыл еще в 2008 году — компанию, как раз связанную с ароматизацией, которая называлась «Аромамир». Это был совместный бизнес, я запустил его вместе с другом из института. Продержался он недолго, примерно год — за это время на заемные средства купили несколько приборов и оборудовали офис. А потом пришло понимание того, что нужно развиваться дальше, поскольку эта ниша на рынке довольно сложная. Мой однокурсник решил выйти из бизнеса, а я буквально положил эту идею в архив и начал набираться опыта в качестве менеджера по продажам. Также занимался продажей рекламы, изучал интернет-маркетинг.
Потом с одним из партнеров мы открыли небольшое интернет-агентство, но параллельно с этим я нанял одного менеджера, чтобы хоть как-то велась работа по ароматизации компании. А также открыл агрегатор в сфере купонных сервисов, но идея развития предприятия, связанного с ароматизацией, всегда оставалась для меня актуальной. Этот бизнес кажется мне сбалансированным — как с точки зрения доходности, так и потенциала развития. Открыть такой бизнес было достаточно сложно, на рынке можно было найти лишь несколько компаний. В 2010 году я открыл это дело, которое приносило пассивный доход, а в 2013-м уже стал плотно им заниматься.
Почему вы выбрали именно эту нишу?
— Я увидел перспективы роста и понял, что в этом направлении можно стать лидером рынка без значительных финансовых вливаний, которые требуют другие бизнес-направления.
Используете ли вы дома и в машине товары для ароматизации дома и салона автомобиля бренда «СОВА»?
— Да, конечно — я шутя называю себя «сапожник в сапогах».
Какие сложности возникали в начале пути?
— Рынка как такового не было, поэтому, чтобы получить контракт с крупным заказчиком, приходилось объяснять ему преимущества ароматизации помещений и автомобильного салона. Позже я понял, что хочу сотрудничать с зарубежными партнерами, был представителем турецкой компании на территории России. Пришел к выводу, что нужно уходить от зависимости от одного бренда, в 2014 году, когда возникли проблемы с поставками из Турции.
Во время кризиса рынок стал наполняться конкурентами — чтобы решить эту проблему, мы решили создавать уникальные разработки и собственное оборудование. Несмотря на то, что пандемия ухудшила экономический климат для развития многих видов бизнеса, мы нашли в ней свои преимущества, поскольку наш продукт можно использовать для профилактической обработки воздуха от бактерий и вирусов. Благодаря неоспоримым преимуществам, мы стали лидерами на рынке еще в 2018—2019 годах — сегодня на нас смотрят многие конкуренты, создавая свой продукт и подстраивая ценовую политику, и даже пытаются вести недобросовестную конкуренцию.
Большая ли у бренда команда? Какую роль играете в ней вы?
— Все относительно: если сравнивать с другими компаниями на рынке, то у нас действительно больше персонала, чем у кого-либо из конкурентов. Мы хорошо организованы структурно: есть технический отдел и склад производства, два разных отдела, которые занимаются работой в Москве и с региональными клиентами, также маркетинг и бухгалтерия. В общей сложности около 30 человек на данный момент.
На меня возложено стратегическое развитие и управление финансами, а также всеми руководителями подразделений. План развития продукта и его позиционирование также на мне.
Получали ли государственную поддержку до участия в программе «Сделано в Москве»?
— Мы вошли в московский инновационный кластер, но как таковой поддержки вообще не было. Были небольшие субсидии на работу на маркетплейсах. Существенного финансирования не было, но при этом мы недавно прошли в «Московский акселератор». Сейчас больше оказывается консалтинговая и информационная поддержка. Была, но не в большом объеме, как это представлено у «Сделано в Москве», где мне нравится идея с билбордами, к примеру, и вообще интересно, что из этого получится.
Есть ли свои плюсы у ведения бизнеса в Москве? Выше ли конкуренция и считаете ли вы это плюсом?
— Скорее да, чем нет, поскольку я не работал в других регионах и не знаком с их программами поддержки. Москва с этой точки зрения более выигрышна: в период пандемии стало запускаться много столичных программ поддержки.
Чем особенно гордитесь из того, что связано с вашим бизнесом?
— Благодаря нам многие узнали, что такое аромамаркетинг: буквально каждый второй маркетолог теперь с ним знаком. Горжусь также и тем, что считаю своим ориентиром исключительно хорошее качество продукции, и наработками, позволяющими работать с поставщиками сырья напрямую. А также своей страной — тем, что, несмотря на все сложности и трудности, она имеет четкий вектор развития.
Какие товары бренда «СОВА» пользуются особым спросом?
— Диффузоры с палочками традиционно пользуются особой популярностью. У нас есть линейка топовых ароматов, которые успели заслужить интерес покупателя сочетанием высокого качества и доступной цены.
Часто ли вы обновляете коллекцию товаров?
— В данный момент мы как раз планируем это сделать, поскольку рассчитываем провести импортозамещение части оборудования как для производства профессиональных ароматизаторов, так и для домашнего пользования. Для последних мы планируем создавать товары по технологии холодной диффузии, уже проверенные на корпоративных клиентах. Базовая коллекция также постоянно обновляется сезонными и лимитированными ароматизаторами.
Чем вы выгодно отличаетесь от конкурентов?
— Не только опытом и собственными наработками, но и полной безопасностью производимых ароматизаторов, экологичностью и технологичностью используемых при этом решений. Для бренда «СОВА» производятся селективные ароматы с более приятной ценой, чем у зарубежных аналогов.