Сочиняем стихотворение вместе с ребенком: теория

26.01.2023

Пошаговая схема от главного редактора издательства «Архипелаг»

Помните веселые стишата-считалочки из детства про златое крыльцо, эники-беники и аты-баты? Главный редактор издательства «Архипелаг», детский писатель, поэт и переводчик Михаил Лукашевич убежден, что такие стихотворения не только можно, но и полезно сочинять самим, вместе с детьми. Достаточно взять ручку, бумагу и…

Читайте его рекомендации в статье.

Добавим, Михаил — автор нескольких поэтических книг для детей: «За волной волна», «Очумелый птиц», «Лебеднадцать лебедей и чаексят чаек», а также финалист премии им. Чуковского 2021 года в номинации «Лучшая поэзия для детей в возрасте от 8 до 12 лет».

Frame 1734 (2).png

Какие стихи мы будем создавать

Конечно, я не призываю вас сразу же попробовать писать вдохновенную лирику в духе Пушкина и Бродского. Тем более это не нужно маленькому ребенку. Но в поэзии существуют разные жанры, а в самом стихосложении есть несложные правила, который может понять и применить практически каждый.

Я предлагаю вам научиться создавать короткие детские стихи, подобные тем, которые вошли в мой сборник «За волной волна».

Какой прок от сочинения стихов

Вот как минимум три важные причины заняться стихосложением.

1. Развитие речи. Сочиняя стихи, ребенок активизирует свой словарный запас, учится гибко составлять предложения и понимать тонкие различия в значениях слов. Это все ему пригодится и на уроках русского языка в школе, и позднее, во взрослой жизни, где огромную роль в наше время играют коммуникативные навыки.

2. Комфорт на уроках литературы. Мало что вызывает у школьников такой стресс, как необходимость выучить стих. И это, на первый взгляд, странно, потому что практически все дети до 3—5 лет обожают стихи, недаром Корней Чуковский — самый популярный детский писатель в нашей стране. Дело в том, что после 5 лет дети начинают постепенно переключаться на прозу, и если им специально не читать стихи, они утрачивают навык слушать и понимать поэтическую речь. И это потом больно аукается на уроках литературы, где каждый раз необходимо читать, разбирать и заучивать все более сложные стихотворения.

3. Удовольствие от процесса. Как и любой другой творческий процесс — рисование, пение, танец — складывание стихов способно доставить массу радости и удовольствия. Тут самое главное — преодолеть робость и дать волю фантазии. Тем более что и стихи мы будем сочинять не серьезные, а напротив, веселые и даже немного сумасшедшие, которые больше всего и нравятся детям.

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться с формой и жанром стихотворения. Понятно, что задача должна быть максимально простой, посильной для начинающих стихотворцев, даже самых маленьких, которые только пошли в школу или вот-вот пойдут. Поэтому сонеты, рондели и канцоны отложим на потом. А начать я советую с такого жанра, как считалка.

Хотя в XXI веке этот жанр несколько утратил свою популярность как средство распределения по командам или определения того, кто будет водить в дворовых играх, дети по-прежнему знают и любят веселые считалочки, многие из которых служили верой и правдой не только их родителям, но даже еще прабабушкам и прадедушкам. Я уверен, что и вы вспомните эников-беников, которые ели вареники, шишела-мышела, который взял да вышел, царевичей и королевичей, которые сидели на златом крыльце, и других чудесных персонажей. Вспомните — и наверняка улыбнетесь.

Кстати, считалки — один из самых старых литературных жанров, наряду с потешками и колыбельными. И хотя сейчас они прочно ассоциируются с детскими играми, первоначально они к детям, в отличие от тех же колыбельных и потешек, не имели ни малейшего отношения.

Придумали считалки древние охотники, рыболовы и собиратели. С их помощью они подсчитывали свою добычу, но тайно, зашифрованными цифрами, чтобы духи леса или озера не подслушали их и не наказали за то, что люди забрали себе слишком много рыбы, грибов или дичи. А возраст самой старой дошедшей до нас считалки превышает 2000 лет. Придумали ее, как и порох, бумагу и мороженое, в Китае, а оттуда она разлетелась по всем странам и континентам. Наверняка она знакома и вам. Эта считалка — игра «Камень, ножницы, бумага — раз, два, три!». Кто ни резался в нее в детстве, когда требовалось скоротать время?

В советский период считалки были так популярны у детворы, что любой уважающий себя детский поэт непременно включал стихотворение этого жанра в очередной свой сборник, а Борис Заходер даже посвятил ему маленькую поэму под названием «Считалия», по которой был снят мультфильм.

В 90-е годы считалочная литературная традиция практически прервалась, но многое для ее поддержания сделал выдающийся детский поэт старшего поколения Михаил Яснов. А в 2019 году вышла моя книжка стихов-считалок «За волной волна», в которой Яснов выступил редактором и автором послесловия. Именно из нее я и буду брать примеры для этой статьи.

Обложка Считалки.jpg

Как устроена считалка

Давайте возьмем простую считалочку, состоящую из шести строчек. Например, «Считалку с кошкой». Все дети любят кошек и с удовольствием запоминают и декламируют этот стишок. Итак…

Считалка с кошкой

Мяу-мур! Мяу-мур!

Ты чего сегодня хмур?

Или встал ты слишком рано?

Или съедена сметана?

Хочешь снова бодрым стать?

Поскорей меня погладь!

Первые две строчки — это зачин. Зачин нужен для того, чтобы зацепить слушателя, рассказать ему что-то неожиданное, веселое или необычное, такое, чтобы захотелось дальше слушать. Для зачина часто используют повторяющиеся слова, как в нашем примере — «мяу-мур, мяу-мур», которые задают ритм стихотворения и намекают на его сюжет (и мы сразу догадываемся, что речь пойдет о кошке), или какие-то смешные, часто выдуманные слова вроде «шишел-мышел» (кто это такой?).

Кроме того, в зачине мы можем сообщить какую-то сногсшибательную новость или задать вопрос. Посмотрите:

Захотелось как-то елке

Сосчитать свои иголки.

Или:

У меня есть друг Платон.

Весит он шестнадцать тонн.

Чем неожиданнее зачин, тем сильнее мы привлечем внимание слушателей. В нашем примере кошка интересуется у хозяина, почему он сегодня хмур. И, конечно, теперь нам хочется узнать, в чем же там дело.

Следующие две строки — тело считалки. В них мы должны развить сюжет, заложенный в зачине. Кошка задает лукавые уточняющие вопросы:

Или встал ты слишком рано?

Или съедена сметана?

И мы узнаем, какие неприятности случились у ее хозяина (а также догадываемся, кто, скорее всего, стал их причиной).

Чтобы считалка заработала, нам остается придумать ударную концовку. В классических считалках, применяемых для расчета в играх, часто используются стандартные концовки со словами «выйди вон!», «водить тебе» и т.д. Мы же в своих авторских считалках можем сочинять любые концовки, которые нам заблагорассудятся, лишь бы они были яркими, смешными и придавали неожиданности повороту нашего сюжета.

В «кошачьей» считалке, вместо того чтобы раскаяться в совершенных преступлениях, пушистая любимица предлагает хозяину в качестве способа исцеления от всех печалей и недугов погладить ее:

Чтобы снова бодрым стать,

Поскорей меня погладь!

Дети, конечно же, легко разгадывают кошачье лукавство (ведь они и сами себя так часто ведут) и хохочут над поведением героини стихотворения.

О рифме и размере

Кроме сюжета и описанной выше трехчастной структуры в считалке, как и в любом другом стихотворении, есть рифмы и размер.

Давайте посмотрим на рифмы в «Считалке с кошкой». Вы видите, что строки в каждом двустишии связаны друг с другом рифмой: «мур» — «хмур», «рано» — «сметана», «стать» — «погладь». Такая схема рифмовки называется парной, и она легко усваивается детьми, поскольку рифмующиеся строки расположены рядом. Ее мы и будем использовать.

Что касается размера, в считалках чаще всего используется так называемый четырехстопный хорей. Собственно говоря, вам необязательно запоминать этот термин, достаточно уловить ритмический рисунок: «тА-да, тА-да, тА-да, тА-да» или «тА-да, тА-да, тА-да, тА», где большими А выделены ударные слоги. Это самый естественный для ребенка ритм, под него очень удобно прыгать и скакать. Попробуйте сами.

Теперь вы знаете все необходимое для того, чтобы придумать простую считалочку. Поэтому смело берите ручку, бумагу и ребенка (и не забудьте про фантазию).

Как применить эти знания на практике — разберем в следующей статье «Сочиняем стихотворение вместе с ребенком. Практика».

Читайте также

Мама, я сама! Платья-конструкторы для девочек на лето
Советы психолога: как приучить ребенка убирать игрушки на место
Ярмарка non/fiction 2023 в Москве: как это было
Настроение — осень: книги, которые стоит прочитать
Продолжая просмотр настоящего сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов Cookie и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта, а также, в определенных случаях, для продвижения услуг АНО «МЭЦ», предоставления информации о предстоящих мероприятиях и соглашаетесь с пользовательским соглашением