Не так давно главный редактор издательства «Архипелаг» Михаил Лукашевич рассказал, как устроены стихотворения-считалки. А также о том, что нужно знать взрослым, чтобы сочинить такие же вместе с детьми.
Подробнее об этом можно прочитать в статье «Сочиняем стихотворение вместе с ребенком: теория»
Сегодня разберем, как это происходит на практике; будем двигаться шаг за шагом вместе с Михаилом, автором детских книг «За волной волна», «Очумелый птиц», «Лебеднадцать лебедей и чаексят чаек».
Вспоминаем имена друзей и сочиняем зачин
Итак, прежде всего нам необходимо придумать зачин. Может быть, вы возьмете какие-то смешные повторяющиеся слова. К примеру, «шух-шух» (будто старое привидение тяжело шаркает по дому или дворник сгребает осеннюю листву) или «цып-цып» (словно кто-то зовет цыплят). Дальше подумайте, что может происходить с дворником, привидением или цыплятами?
Еще один хороший вариант — взять для зачина какое-нибудь имя. На встречах с детьми я часто предлагаю им использовать для зачина имя Платон (иногда оказывается, что именно так зовут одного из ребят, — тогда встреча проходит особенно весело).
Я произношу первую строку:
У меня есть друг Платон…
Затем прошу ребят придумать какое-то неожиданное продолжение. Неожиданное, веселое, а главное — последнее слово второй строки должно рифмоваться с именем Платон. Причем в идеале оно должно заканчиваться тоже на «тон». Рифма, в которой совпадает опорная согласная (в данном случае Т), называется богатой и делает стихотворение более крепким и запоминающимся (поскольку чем больше звуков совпадает в рифме, тем комфортнее нашему сознанию).
В теоретической части моей статьи я уже приводил мой собственный вариант: «Весит он шестнадцать тонн». Он неизменно вызывает хохот у детей и взрослых. Но и сами дети предлагают прекрасные строки. А начинаем мы работу с подбора подходящих слов для рифмы.
Дети интуитивно выбирают слова с богатой рифмой. Сначала идут более очевидные: «батон» и «бетон», затем кто-нибудь обязательно вспоминает «планктон». Это, конечно, отличная рифма, поскольку в ней совпадают почти все звуки. Ее и выбираем. Значит, вторая строка должна оканчиваться словом «планктон».
Ребята начинают думать, как связаны Платон и планктон. Причем нужно, чтобы ритмической рисунок второй строки повторил ритмический рисунок первой. И вот кто-то выкрикивает:
У меня есть друг Платон,
Собирает он планктон!
Все очень довольны. Дети повторяют эти строки, пробуют их на вкус, удивляются, какой ладный, крепкий и смешной стишок у них получился.
«Считалки только притворяются глупыми», — Михаил Лукашевич.
Затем я задаю им закономерный вопрос: а зачем Платон собирает планктон? Ведь считалочки только притворяются глупыми, а на самом деле все в них должно быть очень логично. Просто логика там тоже своя, считалочная, то есть немного абсурдная. Хотя, может быть, и не немного, — это уже вам решать.
Ребята чешут затылки: для чего же может понадобиться планктон? Тогда я предлагаю им вспомнить, какие еще рифмующиеся слова они находили. Снова слышатся «батон» и «бетон». Дети что-то негромко бормочут, закрыв глаза, отстукивают ритм: «тА-да, тА-да, тА, бетОн!»
И вдруг один мальчик вскакивает с сияющим лицом и единым духом выпаливает:
Из планктона он готовит
И варенье, и бетон!
А целиком вся считалка, получается, звучит так:
У меня есть друг Платон,
Собирает он планктон.
Из планктона он готовит
И варенье, и бетон!
Дети повторяют эти простые строчки и смеются до коликов в животе. А мальчик, придумавший такую неожиданную концовку, сидит с ошарашенным видом. Ему кажется, что случилось какое-то чудо, ведь он и сам от себя такого не ожидал.
В конце я привожу свой вариант считалки с Платоном. Вот он:
У меня есть друг Платон.
Весит он шестнадцать тонн.
Для него огромный стресс —
По земле таскать свой вес.
И поэтому Платон
Перебрался на Плутон.
Мы разбираем, как устроены тело считалки и концовка в этом варианте, и ребята удивляются, какие разные стихи могут получиться из одного зачина, если взять разные слова для рифмы.
Двигаемся шаг за шагом
Давайте еще раз повторим алгоритм создания стихотворения-считалки.
1. Придумываем зачин. Вспомните вместе с ребенком какие-нибудь короткие смешные слова, может быть, какие-то его любимые восклицания, повторите их несколько раз, прислушайтесь к их ритму — соответствуют ли они нужно ритмическому рисунку «тА-да, тА-да, тА-да, тА», или «тА-да, тА-да, тА-да, тА-да», или даже «тА-да-тА, тА-да-тА» (это как раз ритм зачина «Мяу-мур! Мяу-мур!», то есть некоторые слоги можно опускать).
Или возьмите готовую схему «У меня есть друг…» и добавьте по своему усмотрению: Захар, Артем, Марат, Богдан, Борис, Жан-Пьер, Лука. Для женских имен можно заменить эту фразу, например, на «Приходила к нам…» и далее: Ариша, Марина, Анютка, Матильда и т.д.
2. Подбираем рифму к последнему слову зачина. Это упражнение поможет расширить и активизировать словарный запас ребенка. Придется как следует покопаться в памяти. Выписывайте все найденные слова на бумагу. Проговорите их вслух, ощутите, как звучит рифма. Попросите ребенка ответить: обычная она или богатая? Какая рифма самая точная? А какая самая смешная? Будет хорошо, если вы подберете не менее 10 рифм.
3. Придумываем связь между рифмующимися словами. Это, пожалуй, самая сложная и одновременно самая интересная часть работы. Чтобы успешно справиться с ней, необходимо сначала поставить вопросы. Допустим, вы работаете с парой рифм «Иван» — «диван». Что может связывать Ивана с диваном? Очевидно, Иван может на диване лежать. Но это, согласитесь, банально и скучно. Для короткого стихотворения необходим яркий и впечатляющий сюжет. Может быть, Иван нашел диван? Или спалил диван? Или даже наказал диван?
Постарайтесь найти не менее пяти неожиданных предположений. Дайте волю своему воображению. Кстати, дети зачастую справляются с этой задачей лучше взрослых, потому что их фантазия менее скована житейским опытом и различными устоявшимися представлениями. Запишите все варианты на том же листке бумаги. Обсудите с ребенком, какой из них самый интересный.
4. Далее необходимо подогнать вторую строку под размер стихотворения. Покрутите фразу, проговаривая про себя нужный ритм: «ТА-да, тА-да, тА-да, тА». Что получается?
У меня есть друг Иван,
Он спалил вчера диван.
Или:
Наказал он свой диван.
Или:
Потерял он свой диван.
5. Развиваем сюжет, придумываем второе двустишие. Здесь мы должны предоставить читателю какие-то подробности, чтобы еще больше разжечь его интерес. Для этого надо поставить прямой вопрос ко второй строчке нашей считалки. Как Иван обнаружил пропажу дивана? Или: при каких обстоятельствах Иван спалил свой диван? Или: в чем заключалось наказание дивана?
Напишите не менее пяти ответов на свои вопросы. Далее оформляем наиболее удачный вариант в две строки четырехстопного хорея. Допустим так:
У меня есть друг Иван,
Потерял он свой диван.
Поутру проснулся рано,
Глянул — нет под ним дивана.
6. Сочиняем концовку. Вы дошли до кульминации, максимально раззадорили любопытство читателя, теперь его нужно удовлетворить. Надо четко объяснить читателю, что и почему произошло, как Ивана угораздило попасть в такое экстраординарное положение.
Тут важно помнить, что абсурдный юмор — самая логичная вещь на свете. Вспомните математика Льюиса Кэрролла и его «Алису в Стране чудес». Все должно быть четко обосновано. Поэтому снова задаем вопросы. Зачем или почему Иван спалил диван? Чем досадил диван Ивану, да так, что пришлось его наказывать?
Может быть, диван устал выдерживать вес упитанного Ивана и улетел в небольшой отпуск на море? Или Иван решил наказать свой диван за то, что на этом диване ему снятся плохие сны?
Пусть концовка будет невероятной, сногсшибательной, переворачивающей все с ног на голову. Опять-таки, выпишите хотя бы пять вариантов. Обсудите их с ребенком. И, выбрав наилучший, попробуйте оформить его в нужном размере, проговаривая или простукивая ритм.
У меня есть друг Иван,
Потерял он свой диван.
Поутру проснулся рано,
Глянул — нет под ним дивана.
На полу записка: «Друг!
В отпуск я отбыл. На юг».
7. Теперь вам остается по очереди громко продекламировать написанное стихотворение, посмеяться всей семьей и насладиться заслуженным успехом.
От первого стишка к семейному поэтическому чемпионату
Если вы будете по выходным практиковаться в сочинении таких небольших забавных считалочек, то очень скоро обнаружите, что с каждым разом вам все проще составлять фразу по выбранной схеме, а рифмы сами выпрыгивают вам на язык.
А что, если устроить семейный чемпионат по написанию считалок? Возьмите один зачин, и пусть каждый член семьи придумает свое продолжение. Кроме того, вы можете играть в такую игру во время поездок или просто когда хотите отвлечься от неприятностей и переключить мозг на конструктивный, созидательный режим работы.
Постепенно вы и ваш ребенок сможете сочинять все более интересные в сюжетном и ритмическом отношении стихи. В моей книге «За волной волна» собраны самые разные считалки: с кошкой и котенком, с градусником, с Кощеем и Бабаем, с пиратами и зубной феей, с дождем и градом, даже с маяком и гаджетами. Там можно подсмотреть различные варианты зачинов и альтернативные ритмические рисунки (не только хорей, но и ямб, и амфибрахий), а главное — получить заряд вдохновения, необходимого для творчества!