Рецензия на «Я ничего не помню» в «La’Театр»: спор оптимиста с пессимистом

20.05.2023
Алена Соколова

«ЛЕО. Дело в том, что, с моей точки зрения, я — лучше ли, хуже ли, — но сделал все, что мог, — а теперь опять превращусь в то, с чего начал: ведь мы всего лишь химическое соединение, которое умеет разговаривать, — я бы сказал, как разговаривающий азот…

ЛЕОНОРА (оскорблена, смеется). Как ты сказал? «Разговаривающий азот»?!

ЛЕО. Не обязательно азот — там есть фосфор, другие элементы в общей сложности доллара на два, если учесть инфляцию. Поэтому лучше не спрашивать, почему ты живешь — живёшь, потому что живешь, так получилось. И в этом нет никакого другого идиотского смысла».

Артур Миллер «Я ничего не помню», 1987 год

Когда приходишь в театр, ждешь погружения в другую реальность. В вымышленный мир драматурга, который актеры талантливо перенесут на сцену. Иногда игра становится такой живой, что рамки расплываются: ты смотришь постановку или подглядываешь в окно чужого дома? Так случилось с походом на спектакль «Я ничего не помню» в «La’ Театре» по одноименной пьесе Артура Миллера.

Пьеса была написана в 1987 году — и уже тогда ее можно было бы счесть достаточно монотонной для обывателя. Режиссер Вадим Дубровицкий отнесся к тексту максимально внимательно и бережно: когда я открыла текст произведения после спектакля, то была удивлена тем, насколько дословно его читали актеры. Несколько вольностей — и исключительно харизматичная игра позволяют увидеть в бытовой драме и дурашливые, и нежные, и даже дерзкие настроения.

Сюжет простой: Лео и Леонора, пожилые бывшие супруги, прожившие вместе «месяц и сорок пять лет», встречаются за ужином и разговаривают ни о чем и обо всем одновременно. Главные темы, поднятые в пьесе, — смысл жизни и союз двух судеб, — обе прикрываются тяжелой завесой старости.

Только внимательно вслушиваясь в диалоги героев, можно понять — название постановки не означает старческое забвение. Оно скорее социальная позиция: ни о чем не помнить куда проще. Беседа Лео и Леоноры превращается в спор оптимиста с пессимистом: первый убежден, что жить стоит уже ради самой жизни, а вторая предпочитает притворяться забывчивой, чтобы лишний раз не чувствовать горечи.

«Может быть, я вообще сама себе приснилась?»

Артур Миллер «Я ничего не помню», 1987 год

Спектакль — не для молодых. Когда пытаешься перенять на себя то, что чувствуют герои постановки, испытываешь боль и даже экзистенциальный ужас: хочется зажмуриться и заткнуть уши, отвернуться от сцены, на которой яркая Наталья Тенякова танцует блюз с невозмутимым Валерием Бариновым. Это не острая драма, не социальный дискурс, не хоррор и не детектив — это обычный разговор забывчивых стариков, который выглядит настолько настоящим, что хочется вернуться домой и обязательно обнять родных бабушку с дедушкой. Если первые двадцать минут я не могла понять, отчего режиссер выбрал настолько медленный темп действия, то на последних двадцати — не могла сдержать слезы.

Что касается самого театра, стоит отметить, что здесь потрясающе организуют сцену. В сравнении с тем, что было на «Разговорах после погребения», ее действительно не узнать, при этом декорации по-прежнему выставлены стильно и вызывают желание рассматривать каждую деталь. К тому же радует теплый свет в холле и приветливый персонал: возникает впечатление, что ты пришел в гости к старым друзьям. Учитывая, что актерская команда здесь сплошь именитые артисты, известные всем по советским и современным фильмам и сериалам, то это светлое впечатление совсем недалеко от правды.

Ближайший показ спектакля — 8 июня.

Фото: Святослав Карпов

Читайте также

Москва выходного дня: куда сходить 15–16 апреля
Москва новогодняя: чем заняться на праздничных выходных
Москва выходного дня: куда сходить 9–10 декабря
Кто стрелял? Рецензия на спектакль «Слухи» в «La’Театре»
Продолжая просмотр настоящего сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов Cookie и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта, а также, в определенных случаях, для продвижения услуг АНО «МЭЦ», предоставления информации о предстоящих мероприятиях и соглашаетесь с пользовательским соглашением