Хотя многие уверены, что вести семейный бизнес — это всегда к ссорам, московские бренды доказывают, что все это просто стереотипы. Общие увлечения, открытость и взаимопонимание, умение говорить и слушать друг друга — залог успеха и счастья.
Бренд Hygge Cult родился из любви — в моменте, когда Наталья Кленович, сооснователь проекта, находилась в декрете. Вместе с мужем, а позже и его сестрой она начала свой путь создания декора и текстиля для дома, продолжая по сей день уверенно двигаться вперед.
Семейный бизнес — звучит непросто, но интересно! Расскажите, как вы решили вместе открыть свое дело?
— Я с детства рисовала, сочиняла сказки, все время что-то мастерила и шила вещи для кукол. Когда выросла, выучилась на графического дизайнера. Муж мой тоже творческий человек. Он с детства мастерил, особенно любил собирать и разбирать технику и электронику. Еще ему нравилось работать с деревом, но учиться он пошел совсем не на творческую профессию.
Взрослая жизнь вносит свои коррективы, поэтому в начале семейной жизни мы как-то и не задумывались про какое-то свое дело. Муж работает на производстве, я дизайнер в рекламном агентстве.
В конце 2018 года случился мой первый декрет и сразу с двойняшками. Я думаю, многие женщины начинают свой творческий путь именно с этого этапа жизни. Это был для меня выход из зоны комфорта, я очень боялась дня сурка. Решила, что хочу попробовать что-то новое для себя. Проходила множество творческих обучений и мастер-классов: скрапбукинг, механические игрушки из дерева и полимерной глины, писательское искусство, книжные иллюстрации, миниатюрные миры и многое, многое другое. Муж меня во всем поддерживал и продолжал работать. Самым знаковым событием для меня стало обучение по изготовлению сумок из дерева. Этим я прям загорелась, занималась в основном ночами, процесс воодушевлял и вдохновлял.
Глядя на все это, муж вспомнил, что он тоже умеет работать с деревом. Мы решили, что нам необходимо сделать детям комод для игрушек. Спойлер: комод так и не добрался до детей, но он прекрасно служит мужу в мастерской. Этот комод стал отправной точкой в начале нашего дела.
Все мы помним 2020 год. Именно тогда мы купили необходимые инструменты и решили попробовать начать с малого: разделочных и сервировочных досок, подсвечников, светильников, декора для дома. Начали поступать заказы от знакомых. Что-то дарилось, что-то продавалось, а спустя год мы решились проявиться: создали группу в «ВК» и магазин на «Ярмарке мастеров». Так как деревом занимается в основном муж, я искала себе альтернативу, хотелось тоже что-то создать из декора для дома. В это время стали очень популярны изделия из гипса. Но мне хотелось более... благородный, что ли, материал. Так у нас появились изделия из литьевого камня.
Недавно к нам присоединилась сестра мужа. Благодаря ей у нас появились ароматические свечи, вязаные пледы и коврики. Только благодаря этой чудесной женщине я пересмотрела свои взгляды на вязание: раньше мне казалось это скучным делом.
Как удается разделять рабочие и семейные процессы?
— Хотелось бы сказать, что у нас четкий график, делегирование обязанностей и прочие успешные тенденции в быту... Но нет. Мы пока что не постигли этого дзена! Просто мы отлично умеем прикрывать друг другу тылы. Подхватывать бытовые проблемы на лету при необходимости и всегда обо всем договариваться.
Кто за что отвечает в работе?
— Муж занимается изготовлением изделий из дерева, отвечает за все свои расходники и материалы. У него своя мастерская. Также он придумывает проекты. Я их подхватываю и дорабатываю. Все, что изготавливается из литьевого камня, — это на мне. Также на мне ведение группы, магазин на Ozon, фотографии.
Светлана, сестра мужа, тоже отвечает за ведение группы, склад и свои материалы.
Поделитесь с нашими читателями вариантами поддержки друг друга. Что делать, когда кажется, что ситуация в команде и бизнесе ухудшается?
— Разговаривать. И не только слушать, но и слышать. У нас принято все обсуждать вместе: любые вопросы, проблемы и страхи. Коллективный разум всегда находит выход из любой ситуации. Мы не рассматриваем проблемы как проблемы, мы рассматриваем их как точки роста. Всегда ищем несколько вариантов развития событий. Даже если что-то не получается, вместе придумываем, как сделать так, чтобы получилось. Или то, что не получилось, обыграть в свою пользу.
Что для вас делает дом уютным? Назовите главные составляющие, на свой вкус.
— Наверное, самое главное — это доверие к своему партнеру. Взаимопонимание. Уже только эти моменты сделают уютным любое место, где вы находитесь.
Если брать материальные вещи, то тут каждому свое. Лично для меня уют добавляют акцентные вещи, декор, грамотно подобранные цвета в интерьере. И побольше воздуха!
Как вы разрабатываете идеи и дизайн? Чем вдохновляетесь?
— Идеи приходят постоянно. Сначала мы их зарисовываем, чтобы не забыть, таких зарисовок уже очень много. Иногда на старое что-то натыкаемся и понимаем, что это можно сделать сейчас. Чужие идеи не копируем, хотя, конечно, принципиально новое сейчас не придумать. Муж видит корягу и говорит: «Смотри, это прям светильник!» И так мы делаем светильники, например, добавив частичку себя. А вдохновение… оно везде. Главное — уметь смотреть.
Вы работаете с деревом и литьевым камнем. Почему решили выбрать именно эти материалы?
— Это очень экологичные материалы, к тому же очень податливые. С ними очень приятно работать. Мы используем щадящие лаки, масла и воски. Конечно, до 100% эко еще далеко, но мы к этому стремимся. Изделия из дерева всегда добавляют тепла и уюта в дом, а литьевой камень прочнее гипса. Такой же, как бетон, но более аккуратный, да и на ощупь как настоящий камень. Ближе к природе, так сказать.
Делаете ли вы работу на заказ? Если да, то расскажите о самом необычном или запоминающемся запросе клиента.
— Да, мы делаем работы на заказ. Самый запоминающийся заказ был, наверное, самый первый. Это был заказ сразу на 25 подносов в подарок женщинам-сотрудницам на 8 Марта. Все подносы были из дерева, каждый со своим уникальным рисунком. Было очень интересно и приятно сразу окунуться в мелкий опт и опробовать свои силы. Сложно придумать сразу 25 иллюстраций, но оно того стоило. Заказчик остался очень доволен, а мы еще больше поверили в себя.
Каким вы видите будущее бренда? Возможно, передать дело детям и стать большой сетью или сохранить атмосферу семейного уютного бизнеса?
— Наши дети уже интересуются нашей работой, хотя старшим только пять лет, а младшему год. Но именно это и вдохновляет! Конечно, хочется вырасти в большой бизнес. Сейчас мы потихоньку приходим в мебель, будет отдельно декор для дома. Скоро будет еще один бренд сумок... Но все равно это будут семейные бизнесы, не сеть. Сейчас огромные возможности для развития, и мы весьма амбициозно настроены.