«Красотка» наоборот, современная история Золушки — главный кинохит этой осени называют по-разному. Точно ясно одно: режиссёру Шону Бэйкеру удалось сказать что-то важное о любви, классовом неравенстве и американской (а ещё постсоветской) мечте. В этом ему помогла художница по костюмам Джоселин Пирс и одежда героев.
О любви
В первую очередь «Анора» — это история любви: героев друг к другу и зрителей к ним. Несмотря на то, что фильм ощущается как длительный загул в выходные и едва даёт задержать внимание на деталях, некоторые из них остаются с нами на протяжении всей картины и играют важную роль в том, что мы чувствуем к персонажам.
Одна из них — блестящие нити в волосах Аноры (или Эни, как предпочитает себя называть героиня). В этом много китча, но какого-то трогательного и даже немного детского: так украсила бы себя 10-летняя девочка. Под боевым фасадом Эни прячет очень простую потребность в защите, любви и человеческом тепле. И как после этого к ней не проникнуться.
Таким же ребёнком выглядит и Ваня, сын таинственных русских олигархов и сказочный принц версии 2024 года. Вместо королевства — родительский дом в Нью-Йорке, вместо плаща — огромное худи, вместо свадебного камзола — люксовый пиджак и баскетбольные шорты. В сочетании с растрёпанной копной кудрявых волос и обаянием актёра Марка Эйдельштейна всё это просто не может не очаровать. До поры до времени.
О неравенстве
Шон Бэйкер — один из наиболее ярких представителей левой идеи в Голливуде, и «Анора» в очередной раз это подтвердила. Пока пролетариат в лице Эни выгрызает себе лучшую жизнь, богачи шикуют на дорогих диванах в окружении горничных: конфликт стар как мир.
«Анора» любопытно обыгрывает его через одежду: выйдя замуж за Ваню, Эни получает норковую шубу — набивший оскомину символ богатства, но тем не менее, важный для неё. Её же с сапогами на высокой платформе Эни надевает, когда у неё пытаются отобрать новую идентичность Золушки, которая смогла, — как бы говоря: «Не троньте, это моё». И эту же шубу с искренним отвращением бросает в лицо родителям Вани, приехавшим развести пару, потому что жена не по статусу. Если богатство так портит людей, то нужно ли оно.
Об американской и постсоветской мечте
В фильме часто появляется сочетание цветов, напоминающее американский флаг. Когда Эни впервые приходит к Ване домой, на ней ярко-голубое платье Hervé Léger, а в спальне оказывается красное постельное бельё и светлые стены. Когда герои женятся в Лас-Вегасе, Эни одета в голубые джинсовые шорты, Ваня держит букет красных роз, на фоне предсказуемо белый занавес. По словам Джоселин Пирс, это не было намеренным решением, но в итоге получился ход, сработавший на проблематику фильма.
А вот одежда Вани была продумана вдоль и поперёк: сын олигарха может позволить себе любые бренды и уникальные украшения. Команда стилистов подобрала кастомную ювелирку, вещи нью-йоркских дизайнеров и не только: в фильме есть российская мода — пиджак Roma Uvarov Design. Ещё один привет постсоветской эстетике — спортивный костюм решалы Игоря в исполнении Юры Борисова. Идею Джоселин подсмотрела, наблюдая за жителями Брайтон-Бич во время подготовки к «Аноре».