Современное искусство в столице живет бурной и насыщенной жизнью: например, в галерее ArtMaison выставки работ современных мастеров проходят каждую неделю, благодаря чему любители прекрасного могут активно расширять свои духовные и эстетические горизонты.
Галерист Николай Козлов поделился профессиональным и личным опытом организации выставок, еще больше погружая нас в удивительный мир, где царствует творчество.
Николай, расскажите о начале вашего пути как галериста. Что предшествовало открытию собственного арт-пространства?
— Все, чем я в своей жизни занимался, в той или иной степени было связано с искусством. От себя не уйдешь. Даже когда я занимался вином, я продвигал его как категорию искусства. Мне нравится все прекрасное, я живу в абсолютной гармонии с очень сильными эмоциями от ежедневной красоты, и я рад этому.
Что, по-вашему, ищет в искусстве современный зритель? Стараетесь ли вы попадать под запросы?
— Если вы возьмете любой период жизни человеческого общества, то в каждый из них зритель всегда современный. Все зрители, которые ходили на выставки, например в прошлые века, и тогда были современные. Если люди идут смотреть какое-то искусство, они идут за эмоциями. Мы просто пытаемся дать качественное, как нам кажется, искусство, которое может подарить эмоции, ожидаемые зрителем.
Как вы выбираете художников для сотрудничества?
— К нам приходят многие художники, а к кому-то приходим мы сами. Мы стремимся показать разное искусство (различные стили, направления, техники), и на сегодняшний день это, пожалуй, главный критерий; разное искусство и качественное искусство. Окончательный выбор художника всегда за мной.
Что для вас непозволительно при организации той или иной выставки? Может, у вас есть личный «кодекс галериста»?
— Есть такое понятие, как морально-этические принципы. Мы не должны показывать пошлость, жестокость и тех авторов, искусство которых может приводить к межнациональной розни. Существуют вещи, которые недопустимы и которые мы не считаем необходимым показывать.
Идеальная современная выставка — какая она, на ваш взгляд?
— Выставка произведений, которые относятся к достоянию мировой культуры, экспозиция старых мастеров. Это, конечно, непаханое поле, но у нас нет доступа к таким возможностям.
С какими главными трудностями вы сталкиваетесь как директор галереи?
— Мне абсолютно нравится то, чем я занимаюсь. Я люблю свою работу, с удовольствием иду на нее ежедневно без мыслей «Ох, снова надо идти на работу» — у меня такого вообще нет. Трудности, с которыми я сталкиваюсь, касаются человеческих разочарований. Иногда опускаются руки, когда я делаю хорошее дело и получаю не самый лучший партнерский отклик. Такие разочарования самые сложные, они меня деморализуют, и в моменте я словно парализован от некорректного поведения, например художника или партнера. Особенно это касается художников, когда я для них делаю все, а они оказываются неблагодарными. Этим трудны человеческие отношения.
Все выставки в ArtMaison длятся по одной неделе. Почему именно такой срок?
— Если бы мы были большим государственным музеем — или частным, но большим — была бы возможность проводить несколько больших выставок одновременно или с большим интервалом. Как маленькой галерее, нам необходимо за достаточно короткий срок достичь известности, и, если мы будем проводить выставки с классическим музейным периодом раз в три месяца или раз в месяц, мы никогда свою галерею развить не сумеем. Это маркетинговая стратегия — новая выставка каждую неделю. Сложно, но интересно.
К тому же, если нам надо просто представить художника, неделя — совершенно достаточный срок. У музея немного другие задачи. Мы сами мечтаем представлять художников мирового уровня, но готовить такие выставки очень сложно, долго и дорого. А для современного искусства, которое мы сегодня показываем, недели вполне достаточно.