«Ромео и Джульетта. Вариации» в МТЮЗе — новый взгляд на Шекспира

04-06-2023 10:55

«Покончить с жизнью в 15 лет. Из-за любви. Что, если бы так решил поступить ваш ребенок?» — и зал изумленно затихает, шокированный ужасом такого примера.

У шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта» так много интерпретаций, что, когда видишь очередную, уже не представляешь, можно ли тебя удивить. Два подростка полюбили друг друга, но из-за семейных разборок не смогли быть вместе и решили ситуацию весьма… трагично. Что здесь можно добавить, не изменяя классическому сюжету? Московский театр юного зрителя удивил и показал, что в креативном обществе нет места банальности!

Без цензуры

Во-первых, еще с афиши становится удивительно: спектакль только для совершеннолетних. Но ведь произведение входит в школьную программу, да и сам театр позиционирует себя как площадку для юношеской классики.

На деле — консервативным зрителям здесь делать нечего. Да, здесь цитируют основные диалоги из пьесы, но они перемежаются крепкими матерными выражениями, размышлениями о психологии и философии на уровне как минимум студенческой программы.

Герои на приеме у психотерапевта

Во-вторых, помимо названия у спектакля есть и пояснение: «Театральное исследование природы любви и насилия по мотивам одноименной пьесы Уилльяма Шекспира». Это не просто постановка, а рассуждение, даже приглашение к дискуссии со зрителями: насколько любовь влияет на нашу жизнь?

Постановочная группа решила вставить в повествование отдельный блок, напоминающий стендап-шоу: он одновременно подчеркивает то, насколько сознательным становится новое поколение зрителей, и высмеивает утрированную драму, происходившую несколько сотен лет назад. По оживленной реакции зала было видно, насколько это хороший ход — представить Ромео как уязвленного нарцисса, а Джульетту как девушку, травмированную родительскими отношениями.

От рассвета до заката

В-третьих, поражает подход. Режиссер постановки — Петр Шерешевский, известный по множеству работ с классикой в театрах Москвы и Санкт-Петербурга. В работе над «Ромео и Джульеттой» он обращается не только к Шекспиру, но и к творчеству… Квентина Тарантино!

Это выражается в декорациях: используются типичные для тарантиновского кино желтые, черные, серые и красные оттенки, а все происходящее на сцене транслируется на огромный проектор. Возникает ощущение, что ты пришел не в театр, а на кинопоказ — что отчасти помогает решить проблему с дальними местами в театре, ведь так можно отлично рассмотреть мимику актеров, даже сидя в бельэтаже.

Новое дыхание, которое старо как мир

Не обошлось и без капли дегтя: общее впечатление от происходящего на сцене похоже на то, как видят молодежь те, кому сейчас за 50, и чье представление о юности остановилось на образах из «Бандитского Петербурга» и сериалах о провинциальной жизни. Капулетти дерутся с Монтекки за гаражами. Ромео и Джульетта знакомятся в ночном клубе. Несмотря на свежую интерпретацию, поведенческие паттерны героев больше похожи на клише и уже порядком приелись лет двадцать назад.

Но даже с учетом такого взгляда режиссер правильно подмечает, как меняется современное мировоззрение: любовь из трагичной становится практичной, а Ромео и Джульетта впервые задаются вопросом: зачем умирать, если можно бороться за свое счастье?

Ближайший показ — 25 июня.

Читайте также

Москва выходного дня: куда сходить 28–29 октября
Москва выходного дня: куда сходить 14–15 октября
Москва выходного дня: куда сходить 28-29 января
Прогулка по воспоминаниям: зачем идти на спектакль «КВАША: А вдруг?» в «Современнике»
Продолжая просмотр настоящего сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов Cookie и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта, а также, в определенных случаях, для продвижения услуг АНО «МЭЦ», предоставления информации о предстоящих мероприятиях и соглашаетесь с пользовательским соглашением