«Покончить с жизнью в 15 лет. Из-за любви. Что, если бы так решил поступить ваш ребенок?» — и зал изумленно затихает, шокированный ужасом такого примера.
У шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта» так много интерпретаций, что, когда видишь очередную, уже не представляешь, можно ли тебя удивить. Два подростка полюбили друг друга, но из-за семейных разборок не смогли быть вместе и решили ситуацию весьма… трагично. Что здесь можно добавить, не изменяя классическому сюжету? Московский театр юного зрителя удивил и показал, что в креативном обществе нет места банальности!
Без цензуры
Во-первых, еще с афиши становится удивительно: спектакль только для совершеннолетних. Но ведь произведение входит в школьную программу, да и сам театр позиционирует себя как площадку для юношеской классики.
На деле — консервативным зрителям здесь делать нечего. Да, здесь цитируют основные диалоги из пьесы, но они перемежаются крепкими матерными выражениями, размышлениями о психологии и философии на уровне как минимум студенческой программы.
Герои на приеме у психотерапевта
Во-вторых, помимо названия у спектакля есть и пояснение: «Театральное исследование природы любви и насилия по мотивам одноименной пьесы Уилльяма Шекспира». Это не просто постановка, а рассуждение, даже приглашение к дискуссии со зрителями: насколько любовь влияет на нашу жизнь?
Постановочная группа решила вставить в повествование отдельный блок, напоминающий стендап-шоу: он одновременно подчеркивает то, насколько сознательным становится новое поколение зрителей, и высмеивает утрированную драму, происходившую несколько сотен лет назад. По оживленной реакции зала было видно, насколько это хороший ход — представить Ромео как уязвленного нарцисса, а Джульетту как девушку, травмированную родительскими отношениями.
От рассвета до заката
В-третьих, поражает подход. Режиссер постановки — Петр Шерешевский, известный по множеству работ с классикой в театрах Москвы и Санкт-Петербурга. В работе над «Ромео и Джульеттой» он обращается не только к Шекспиру, но и к творчеству… Квентина Тарантино!
Это выражается в декорациях: используются типичные для тарантиновского кино желтые, черные, серые и красные оттенки, а все происходящее на сцене транслируется на огромный проектор. Возникает ощущение, что ты пришел не в театр, а на кинопоказ — что отчасти помогает решить проблему с дальними местами в театре, ведь так можно отлично рассмотреть мимику актеров, даже сидя в бельэтаже.
Новое дыхание, которое старо как мир
Не обошлось и без капли дегтя: общее впечатление от происходящего на сцене похоже на то, как видят молодежь те, кому сейчас за 50, и чье представление о юности остановилось на образах из «Бандитского Петербурга» и сериалах о провинциальной жизни. Капулетти дерутся с Монтекки за гаражами. Ромео и Джульетта знакомятся в ночном клубе. Несмотря на свежую интерпретацию, поведенческие паттерны героев больше похожи на клише и уже порядком приелись лет двадцать назад.
Но даже с учетом такого взгляда режиссер правильно подмечает, как меняется современное мировоззрение: любовь из трагичной становится практичной, а Ромео и Джульетта впервые задаются вопросом: зачем умирать, если можно бороться за свое счастье?