Помните, как в детстве мы варили супы из одуванчиков и продавали их в импровизированном кафе за деньги-листики? Став взрослыми, мы узнали, что этот процесс называется сюжетно-ролевой игрой и что подобные развлечения не только забавны и интересны, но и жизненно необходимы детям. Гораздо необходимее всех новомодных школ по раннему чтению и письму.
Поговорили об этом с психологом сети московских клиник DocDeti Ольгой Викторовой, узнали, как грамотно использовать этот инструмент при взаимодействии с собственными детьми, и немножко поностальгировали.
О пользе игр в целом
Если говорить о развитии ребенка в контексте современного потока информации, то начать стоило бы с пользы игр в принципе. До 5—7 лет игра остается доминирующей формой деятельности ребенка, наиболее эффективной и полезной с точки зрения его развития.
В этом возрасте, в принципе, я бы рекомендовала сделать основную ставку на свободную игровую деятельность и физическую активность как главные атрибуты для здорового психического и интеллектуального формирования личности. Дети познают окружающий мир через веселые и забавные игры в реальных условиях. Организованные учебные занятия до 5—6 лет имеют второстепенную важность, без них можно обойтись.
Сюжетно-ролевая игра — это…
Сюжетно-ролевая игра — одна из сложных форм игровой деятельности, которая формируется и активно совершенствуется после 3 лет. Это игра, в ходе которой дети разыгрывают определенные сюжеты и ролевые модели из реальной жизни, перенимают манеру поведения значимых взрослых. Это один из наиболее важных элементов развития и социализации, так как именно в таком варианте ребенок познает отношения в безопасной копии реальности.
Такая игра может быть организована как со сверстниками (например, дочки-матери или игры в больницу, в школу, в магазин), так и в одиночестве посредством разыгрывания сюжета с игрушками (кошечка пошла за продуктами, зайка готовит обед из игрушечных овощей). Полезными и эффективными являются оба варианта игры — в обоих случаях дети инсценируют и исследуют определенные жизненные ситуации, обыгрывают взаимодействия.
Чем полезны сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте
В рамках сюжетно-ролевых игр происходит развитие социальных компетенций, фантазии ребенка, совершенствуются речевые навыки, эмоциональный интеллект, внимание и память. Если мы говорим об игре со сверстниками, то также происходит освоение различных социальных ролей и способов взаимодействия, выхода из сложных ситуаций, самопознание, формирование самооценки. В том числе дети учатся эмпатии — ставить себя на место других людей, оказавшихся в разных обстоятельствах.
Сюжетно-ролевые игры можно использовать и в качестве организованного с теми или иными целями развивающего и обучающего взаимодействия, отчасти это используется для групповой игротерапии. И отмечу, что весьма эффективно, так как игра — основное занятие в жизни ребенка.
Родители также могут взять этот метод на вооружение, составить свой сценарий и обыграть с ребенком ситуации, которые вызывают наибольшее опасение: насмешки в детском коллективе, воровство, посещение сомнительных групп и сайтов в интернете. Для этого могут понадобиться игрушки, костюмы, реквизиты и, конечно, мягкие подсказки взрослого — именно через реакцию родителей малыш поймет, как поступать правильно, а как — не очень.
Фото: Freepik