В наши дни театральная сцена пытается найти новые формы диалога со зрителем, модернизируя классику и бросая вызов каноническим интерпретациям. Возникает вопрос: обязательно ли внедрять в классическую пьесу современные элементы, чтобы зацепить сегодняшнего зрителя? Может ли вечная классика звучать актуально сама по себе?
Постановка «Мещане» по пьесе Максима Горького в театре «Современник» убедила нас, что это более чем возможно.
«Горький оказался удивительно созвучен нашему времени. Хочется возвращаться к классике. Все циклично, все повторяется, — делится своими ощущениями Светлана Иванова, исполнительница роли Татьяны. — К тексту отнеслись очень бережно, и он зазвучал по-современному. Нет необходимости в каких-то обновлениях и апгрейдах».
И правда, «Мещане» очень резонируют. Характеры персонажей поражают своей реалистичностью, наполненностью, глубиной и силой: среди них есть и мечтатели-оптимисты, и юные революционеры, и люди потерянные и сомневающиеся — перед нами целая палитра человеческих душ, которые пытаются найти свой путь в стремительно меняющемся мире. За этими изменениями порой невозможно успеть, а временами людям попросту страшно расставаться с чем-то привычным и родным.
Социальная драма «Мещане» — это, по словам Светланы Ивановой, «попытка осознать, что может существовать два мира, две правды, два взгляда». Все происходящее на сцене настолько выразительно, что невозможно не прочувствовать этот надрыв и болезненное напряжение, невозможно не услышать то личное, что пытается донести каждый герой.
Горький отражает в своей пьесе конфликт поколений, но на первый план выдвигает конфликт личности с самой собой — и преодолеть его оказывается намного труднее, ведь в этой борьбе нет никого, кроме тебя.
«Сегодня мы можем найти в „Мещанах“ какие-то новые, важные для людей смыслы и ощущения, а также попытаться через эту больную, нервную и наполненную конфликтами пьесу поговорить со зрителями о необходимости того, чего не хватает, что люди теряют, блуждая в нелепости, вражде и противоречиях; что они упускают, без чего жизнь бессмысленна. Это попытка услышать, что необходима красота, гармония и любовь», — признается Павел Сафонов, режиссер.
Мы убеждены, что каждый зритель увидит в действующих лицах нечто очень близкое и знакомое, ведь герои «Мещан» многообразны по своим убеждениям, взглядам и мировоззрению; это люди рефлексирующие и ищущие — но каждый ли из них сумеет найти то, к чему стремится?
Приготовьтесь погрузиться в вихрь чувств и самостоятельно отыскать ответ на этот вопрос, премьера спектакля 18 и 19 мая. Отправляйтесь в «Современник», чтобы стать частью этого невероятного художественного пространства — хрупкого и трагичного, настоящего и громкого.