Напечатать этот текст без развитой мелкой моторики было бы невозможно.
Поговорили с неврологом сети детских клиник доказательной медицины DocDeti Александрой Кузнецовой о том, насколько важна мелкая моторика в повседневной жизни, почему современные дети быстрее управляются с планшетами, чем с пластилином и конструктором, и как на это можно повлиять с помощью самых обычных занятий.
Что имеют в виду под термином «мелкая моторика»
Под выражением «мелкая моторика» понимают мелкие точные движения, которые осуществляются с помощью нескольких зон коры головного мозга, которые в том числе отвечают за крупные движения, мелкие движения пальцами и зрительные функции. Благодаря развитию межкорковых связей и их взаимодействию мы можем одеваться, есть, записывать что-то в блокнот, рисовать, играть на музыкальных инструментах, шить, обучаться новому, успешно работать и многое другое. То есть выполнять любые действия, связанные с повседневной или творческой активностью.
Нарушение мелкой моторики может быть результатом неврологических заболеваний, которые приводят к слабости в мелкой мускулатуре пальцев и отсутствию появления новых межкорковых связей.
Мелкая моторика у детей
При обычном развитии у малыша уже в 6 месяцев появляются первые навыки — например, захват игрушки одной рукой, перекладывание игрушки из руки в руку.
- К 12 месяцам появляется «пинцетный» захват большим и указательным пальцами, малыш может брать мелкие предметы.
- К 2 годам моторика совершенствуется, и ребенок может успешно рисовать карандашом, переворачивать страницы в книжках и брать мелкие предметы быстро и аккуратно.
- В 3 года будущему исследователю можно дать детские ножницы и учить разрезать бумагу, помогать делать аппликации из различных материалов и строить большие башни из кубиков.
В современном мире, несмотря на обилие развивающих материалов, у детей мелкая моторика начинает развиваться по иному сценарию: малыш может к 3 годам быстро и ловко манипулировать гаджетом, однако базовые навыки — такие как лепка, рисование, собирание конструкторов по инструкции — могут проседать.
Совет: отложите гаджет и поиграйте с ребенком
В первую очередь для разностороннего развития нам, родителям, должно быть интересно вовлекаться в игру с детьми. Необходимо откладывать гаджеты в сторону.
При этом сама игра может быть адаптирована на основе повседневных обязанностей. Например, для малышей с полутора лет это самостоятельная еда: отдайте ребенку ложку и научите кормить не только самого себя, но и маму, и окружающие игрушки.
С 1,5—2 лет учим малыша одеваться самостоятельно — застегивать молнии, пуговицы и кнопочки, вместе начинаем чистить зубы. Досуг можно проводить за рисованием пальцами, кисточками, карандашами, фломастерами и каждый раз можно давать малышу попробовать что-то новое, провести свой эксперимент, попробовать новое смешение красок и потрогать новые бумажные текстуры.
Очень полезны различные виды мозаик и пазлов — они обычно увлекают как взрослых, так и детей, — конструкторов, где можно и по инструкции построить, и применить свою творческую идею, пальчиковые игры (такие как сорока-сорока, ладушки и многие другие), которые передаются из поколения в поколение как раз ради эффективного обучения.
При возникновении нарушения развития мелкой моторики лучше всего показаться специалисту, который сможет понять причину и разработать план реабилитации с маленькими целями в каждом этапе. Чтобы малыш мог обучиться как базовым навыкам, так и достигать больших успехов.