«Формула речи»: «Скорректировать речь приходят зрелые люди»

21-07-2023 03:06

В Сети легко найти немало советов о том, как овладеть техникой речи, начать красиво и убедительно говорить, ведь именно слова и их подача помогают нам донести мысль до слушателей. Но что если до ораторского искусства далеко, потому что у человека есть другие проблемы: проглатывание звуков, картавость или шепелявость? Эти речевые дефекты могут мешать не только карьерным и социальным успехам, но и вселять чувство неуверенности в себе даже в личном общении.

Наталья Зискина, руководитель онлайн-центра логопедической помощи и развития «Формула речи», рассказала нам, с какими проблемами к специалистам обращаются взрослые люди, на какие особенности произношения необходимо обратить внимание у ребенка и почему лучше не заниматься самостоятельной коррекцией речи.

Кто чаще всего обращается за помощью в ваш онлайн-центр: дети или взрослые?

— По нашей внутренней статистике, около 80% учеников — это дети и подростки, имеющие те или иные речевые нарушения. И, соответственно, около 20% — это взрослые ученики, причем в последние годы эта цифра растет, все больше взрослых хотят улучшить свое произношение, дикцию, исправить речевые дефекты.

Какие нарушения речи встречаются чаще всего у ваших взрослых клиентов?

— К нам обращаются взрослые с самыми разными речевыми нарушениями, начиная с самых простых — улучшить четкость речи, дикцию, — заканчивая достаточно серьезными, такими как афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (чаще всего афазия возникает после перенесенного инсульта). Также частый запрос — исправление произношения звука [р], так называемая картавость, и достаточно часто взрослые обращаются с желанием исправить заикание. Скорректировать речь приходят зрелые люди, от 35 лет и старше.

Как проходят занятия?

— Чтобы оценить удобство и сам формат онлайн-занятий, сначала мы проводим бесплатное диагностическое занятие, на котором происходит знакомство с логопедом, он проверяет текущий уровень речевого развития ребенка: звукопроизношение, фонематический слух, строение и подвижность артикуляции. После занятия логопед рассказывает родителю о результатах и дает рекомендации по дальнейшему плану работы. Если родители готовы начать заниматься — согласовываем расписание. Как правило, мы рекомендуем заниматься 2–3 раза в неделю, занятия идут по 30 либо 50 минут, в конце выдается домашнее задание логопеда на закрепление.

Наши занятия построены в виде игры, с использованием мультимедийных презентаций, анимаций. За каждым занятием стоит большая работа: логопед готовит материалы к занятию, учитывая интересы и возможности ребенка. Для этого мы заранее выясняем, каких героев любит ребенок, какие игры любимые.

Как вовремя понять, что ребенка нужно отвести к логопеду? На какие нарушения надо обратить внимание в первую очередь?

— Если это профилактический осмотр, то мы рекомендуем посетить логопеда перед поступлением в детский сад и перед первым классом школы. Но если вас что-то настораживает в его речи, беспокоит, то лучше сразу записаться на консультацию к логопеду. Чем раньше обнаружена проблема, тем легче и быстрее она поддается корректировке.

Ошибочно судить о речевом развитии ребенка только лишь по его произношению. Родители просто не видят всей картины и зачастую успокаивают себя: «Он у нас просто немного шепелявит/картавит/проглатывает слова». Но нередко такие картавость и шепелявость — признаки более глубинных речевых расстройств, которые в будущем могут негативно повлиять как на психоэмоциональное, так и на интеллектуальное развитие ребенка. Обратите внимание, различает ли ребенок на слух похожие слова, например «мишка» — «миска», «лук» — «люк», может ли сказать, какими звуками эти слова отличаются.

Если малыш меняет слоги в словах местами, пропускает или добавляет звуки в словах, например «кандараш» вместо «карандаш», «аина» вместо «малина», то речь идет о нарушении слоговой структуры слова.

Вам потребуется помощь логопеда, если ребенок испытывает трудности в обучении чтению и письму. Причины могут быть разные. Одна из них — нарушен фонематический слух. Ребенок не слышит звука, а значит и читает его искаженно. То же самое может проявляться на письме.

Еще одна причина обратиться к логопеду, если ребенок путает род, неправильно образует формы и окончания слов. Например, не «котята», а «котенки». Неверно согласует прилагательные с существительными: «красная шарик». Затрудняется в употреблении предлогов и многое другое.

Поэтому, если вы заметили какие-либо отклонения в речи ваших детей, не оттягивайте момент встречи с логопедом. Такие проблемы ведут за собой серьезный психологический диссонанс и мешают полноценному общению со сверстниками, а это может привести к замкнутости и комплексам, с которыми ребенку придется идти по жизни.

Что самое сложное в работе с детьми?

— Работа с детьми требует особого внимания и сосредоточенности, индивидуального подхода и чуткости. Профессиональный логопед должен уметь регулировать свое эмоциональное состояние, иметь самообладание и контроль над своими эмоциями. Это непростая работа, требующая высокой ответственности, терпения и сил. Любые трудности и разочарования отступают, когда видишь живой отклик, искреннюю заинтересованность и радость от совместной работы и общения с учениками и их родителями.

Сколько в среднем времени уходит на то, чтобы достичь первых положительных результатов в развитии речи у ребенка и взрослого?

— Сложно сказать, сколько времени потребуется в том или ином случае. Кому-то требуется 1–2 занятия, а кому-то и года не хватит. После диагностического занятия логопед расскажет, какие звуки нарушены, если увидит, конечно, и даст рекомендации. Возможно, сделает примерный прогноз по количеству занятий. Но точнее будет понятно в динамике, после 2–4 занятий, в зависимости от того, как взрослый или ребенок будет усваивать материал. У каждого темп разный. Скорость постановки звуков зависит от сложности речевого нарушения, регулярности занятий, выполнения домашних заданий, мотивации. А профессионализм наших логопедов мы гарантируем!

Если человек решил заниматься не со специалистами, а самостоятельно, то может ли он ухудшить ситуацию или навредить произношению при хоть какой-то работе невозможно?

— И да, и нет. Зачастую родители, которые пытаются самостоятельно с помощью интернета или книжек поставить звуки, оказывают детям медвежью услугу. Родители не всегда могут объективно оценить правильность произношения звуков в речи ребенка, а специфические нарушения и вовсе могут не заметить. Из-за того что самостоятельная работа ведется не в том направлении, упускается драгоценное время.

Немало случаев, когда мама или бабушка пытались сами поставить звук ребенку, а он получался искаженным. Дальнейшие попытки самостоятельно исправить произношение могут лишь усугубить проблему: например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.

Еще одна причина — родители начинают ставить звуки не по возрасту из-за незнания правил и возрастных норм речевого развития. Речь ребенка развивается последовательно, поэтапно, и для каждого возрастного периода есть свои нормы.

Настойчивость родителей и попытки поставить ребенку в четыре года звук, который должен появиться к пяти-шести годам, приводят к речевому негативизму. Малыш и вовсе может отказаться говорить, протестуя против чрезмерных требований взрослых.

А если у ребенка заикание, алалия, дизартрия или какие-то другие серьезные речевые нарушения, то здесь без вариантов — коррекционную работу должен проводить логопед. Чаще всего — совместно с другими специалистами.

Да, бывают ситуации, когда родители вполне могут справиться и без логопедической помощи, все индивидуально, но в любом случае перед самостоятельной работой с ребенком необходимо пройти хотя бы разовую консультацию у логопеда, чтобы исключить серьезные речевые нарушения и понять, в чем же причина отсутствия звуков.

Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет ребенку почувствовать себя более уверенным.

Продолжая просмотр настоящего сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов Cookie и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта, а также, в определенных случаях, для продвижения услуг АНО «МЭЦ», предоставления информации о предстоящих мероприятиях и соглашаетесь с пользовательским соглашением