Журнал «Мурзилка»: «Ребята звонят в редакцию и просят к телефону самого Мурзилку»

24-07-2023 08:19

Вам может быть сколько угодно лет, но если вы читаете эти буквы, значит, точно знаете о литературно-художественном журнале «Мурзилка». В следующем году детскому ежемесячнику исполняется 100 лет. Как создаются выпуски, почему важно оставаться в офлайн-доступе и зачем в редакцию звонят дети? Об этом нам рассказала Юлия Мамаева, заместитель главного редактора журнала.

Расскажите о коллективе. Как выглядит рабочий процесс и создание идей?

— Коллектив редакции журнала небольшой. Над содержанием выпусков трудятся всего четыре человека. Однако «Мурзилка» — это не только сотрудники редакции. Это и детские писатели, и поэты, и художники-иллюстраторы, которые дружат с журналом. Авторы, как известные, так и начинающие, регулярно предлагают нам свои произведения.

Работа над новым номером всегда начинается с выбора материала. Поскольку мы — литературно-художественный журнал, основное место в содержании занимают литературные произведения для детей: рассказы, сказки, очерки, миниатюры, стихотворения. Стараемся придерживаться времени года: в летних номерах печатаем летние произведения, в зимних — зимние. Традиционно сложилось так, что сентябрьский выпуск журнала посвящен школе, ведь у ребят начинается новый учебный год. Декабрьский выпуск связан с одним из любимых семейных праздников — с Новым годом.

Когда содержание номера утверждено, создается макет, а затем материалы заказывают художникам. Кто будет иллюстрировать этот рассказ, а кто — те стихи, зависит от манеры и стиля художника. Один мастерски изображает природу и животных, другой любит рисовать людей, а у третьего получаются отличные юмористические иллюстрации.

Также мы ежемесячно радуем своих читателей познавательными и развлекательными материалами, комиксами, самоделками, настольными играми и раскрасками. Кроме того, ребята с удовольствием участвуют в конкурсах и викторинах, которые объявляются в журнале.

Темы и идеи материалов обычно придумывают сотрудники редакции, хотя нередко нас вдохновляют люди и события. Так, например, родилась рубрика «Хорошо в лесу, береги его красу!». В 2015 году коллектив журнала и детские писатели вместе с Авиалесоохраной участвовали в посадке молодых сосен в Подмосковье. Нам так понравилось помогать природе, что захотелось поделиться этими добрыми чувствами с читателями. Мы объявили в журнале всероссийскую экологическую акцию «Посади Мурзилкин лес». С тех пор ежегодно публикуем фотографии деревьев и кустарников, которые ребята вместе со взрослыми высаживают по всей стране на территориях школ и библиотек, в парках и на собственных участках. Это наш особенный лес, Мурзилкин. Каждый может присоединиться к акции в любой момент и в любом уголке мира, чтобы озеленять планету вместе, — и это замечательно!

Если бы вы могли порекомендовать только одну рубрику для знакомства с журналом, что это была бы за рубрика?

— Сложно назвать что-то одно. В журнале есть регулярные познавательные и развлекательные рубрики, например: «ИгроДром», «Галерея искусств Мурзилки», «Это интересно!», «Кроссворды Мурзилки» и так далее. А есть рубрики, которые чередуются и появляются несколько раз в год: «Наши любимые писатели/художники», «Вести юных корреспондентов „Мурзилки“», «Как обыграть противника в шахматы» и многие другие.

Будь я сейчас ребенком, наверное, сказала бы, что самые мои любимые рубрики — «Из истории вещей» и «Детективное агентство Мурзилки». В рубрике «Из истории вещей» можно узнать любопытные факты о предметах, которые нас окружают. Например, как изобрели микроволновку, кто сконструировал первый снегоход или кто придумал фруктовый лед. А в рубрике «Детективное агентство Мурзилки» мы расследуем, откуда в русский язык пришли те или иные слова, как появились различные устойчивые выражения и что они означают. Например, вы знаете, что такое малахай или затон, кто придумал слово «робот» или как возникли выражения «и ежу понятно», «тихой сапой», «бить баклуши»? А наши читатели знают.

У вас есть различные сувениры. Планируете ли создавать что-то новое?

— Основная работа редакции — выпуск журнала. Сувениры — это приятные мелочи, которые можно приобрести в интернет-магазине журнала или на выставках, где мы участвуем. Конечно, мы планируем сувениры и к 100-летию журнала. Что именно, пока не могу сказать, но мы всегда прислушиваемся к пожеланиям наших читателей.

Как собираетесь праздновать? Расскажите об активностях для аудитории в честь годовщины журнала.

— В майском выпуске журнала этого года мы анонсировали задание «100 лет с „Мурзилкой“». Наши читатели вместе с родителями, учителями и библиотекарями уже присылают в редакцию свои воспоминания, истории и фотографии, связанные с журналом их детства. Есть даже те, кто снял видеоролики и мультфильмы о журнале. В ближайшее время в рубрике «Вести юных корреспондентов „Мурзилки“» появится новое задание для ребят — смастерить фигурку Мурзилки и отправиться на выставку или в музей, чтобы сделать фоторепортаж с главным героем журнала. Также читателей ждет новый творческий конкурс, посвященный 100-летию.

Не буду пока раскрывать все карты, но мы надеемся, что в следующем году в одном из издательств выйдет сборник историй о Мурзилке, которые в свое время публиковались на страницах журнала. Также мы планируем встречи с читателями, выставки, мероприятия на Неделе детской книги и на книжном фестивале «Красная площадь». Актуальную информацию обо всех активностях к 100-летию издания можно будет найти на нашем сайте и в соцсетях.

Вы будете оставаться в офлайн-продажах или планируете переход на онлайн-версию журнала?

— Пока мы остаемся в офлайне. Дети сейчас проводят довольно много времени в телефонах, у экранов компьютеров или планшетов, не хочется это усугублять. Тем более что наши читатели — это младшие школьники. У печатной версии журнала есть свои преимущества: его можно взять туда, где нет интернета или электричества. Да и не у каждого читателя есть возможность, например, распечатать на цветном принтере и плотной бумаге самоделку из журнала. А ведь вырезать и склеивать поделки не только интересно и весело, но и полезно для развития мелкой моторики и пространственного мышления.

«Мурзилку» покупают везде, у нас даже есть русскоязычные подписчики за рубежом. А с появлением интернет-магазина журнала, мне кажется, мы стали еще на шаг ближе к читателю. Теперь не обязательно идти на почту, чтобы оформить подписку на журнал, это можно сделать на нашем сайте.

Вам в редакцию пишут письма ваши читатели, расскажите о самом интересном и запоминающемся письме.

— Пожалуй, общение с читателями — одна из самых интересных частей нашей работы. Ребята регулярно пишут и в рамках конкурсов, которые проводит редакция, и просто так. Несколько лет назад при подготовке к 85-летию журнала мы листали архивные подшивки и в январском выпуске 1926 года нашли забавное письмо читательницы: она просила Мурзилку передать вороне из зоопарка, чтобы та не клевалась. А недавно один мальчик из Санкт-Петербурга, прочитав рубрику «Из копилки советов Мурзилки», поделился с героем журнала еще одним лайфхаком: надеть на острый кончик циркуля кусочек ластика, чтобы случайно не поцарапать руки или вещи в портфеле.

Думаю, всем известно, как дети могут приятно удивлять нас, взрослых, своей искренностью и неординарными мыслями или поступками. Например, ребята иногда звонят в редакцию и просят к телефону самого Мурзилку. Обычно мы в таких случаях отвечаем, что Мурзилка в командировке — ищет новые материалы для статьи или путешествует с одним из детских писателей или художников. Но бывает, что кто-то из сотрудников прикидывается героем журнала, тогда ребенок сразу бросает трубку: ему не важно, что сейчас скажет Мурзилка, главное — он действительно существует.

Читайте также

Творческие наборы для взрослых и детей от Nekorobka
Pearl Jinnee: «Курочка Ряба и прочие Зайки-побегайки — наши корни, которыми нужно гордиться»
Растяжки при беременности: как их избежать
Детские пижамы от московских брендов — для сладких снов
Продолжая просмотр настоящего сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов Cookie и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта, а также, в определенных случаях, для продвижения услуг АНО «МЭЦ», предоставления информации о предстоящих мероприятиях и соглашаетесь с пользовательским соглашением