В детстве нас учили относиться к вещам бережно, с осторожностью — все самые красивые сервизы месяцами были спрятаны в сервантах, а хрупкие изделия и подавно лишний раз не давались в руки. Детское желание отнестись со всей аккуратностью и внимательностью к продукции «Лефортовского фарфора» также объяснимо: керамические и фарфоровые елочные игрушки, вазы, посуда, штофы трогают сердце — в каждое изделие ручной работы вложена душа. Петр Коган, генеральный директор компании, считает, что многословность о деле его жизни ни к чему, — честный подход к работе в сочетании с близким культурным кодом могут дать куда больше, а более тридцати лет существования бренда и тысячи довольных покупателей лучший показатель того.
«Лефортовский фарфор» появился на рынке еще в 1991 году. Как менялось поведение покупателей от десятилетия к десятилетию?
— В начале 1991 года стране нужна была товарная продукция, денег было много, а товара — мало. Со временем, в связи с переходом к рынку, товарный ассортимент увеличился за счет поставки фарфоровой и другой керамической продукции в Россию из других стран, поэтому покупательский спрос поменялся на более качественную или дешевую, приемлемую по цене продукцию.
Ваши елочные игрушки — искусство! Как удается сохранить свою индивидуальность?
— Искусство — это и есть индивидуальность, даже серийные изделия в нашем ассортименте уникальны, так как расписываются и изготавливаются вручную.
Сначала рождается идея — например, зайчик с морковкой или малыш в пионерском галстуке с барабанчиком на шее. После скульптор наполняет ее жизнью, а художник — красками, оттенками, полутонами. И сама идея, ее оригинал, и ее потоковые экземпляры — искусство, потому что каждый ремесленник вкладывает в работу частичку себя.
Найти то самое — большая работа. Это как искать золото. Главное — любить свое дело, тогда будет отдача. В этом и есть смысл всего. Мы ведь живем не просто ради денег, а чтобы получать удовольствие от жизни, что-то сотворяя, создавая.
У вас широкий ассортимент: штофы, сервизы, вазы и даже картины. Что пользуется наибольшей популярностью? Люди чаще покупают вещи себе или в подарок?
— Люди разные, каждый товар находит своего покупателя, не важно, что производить. Важно вкладывать душу в свое дело, и люди это оценят и проголосуют рублем.
Расскажите о необычных подарках на заказ и в целом изделиях, которые вас просили создать. Только на сайте у вас перечислены чудеса в виде чайника-паровоза и елки с навесными игрушками...
— Один пример — это сосуд башкунак, по-башкирски «голова друга», здесь имеется в виду кожа коня, из нее был сделан оригинал в XIX столетии, — выполнен нами на основе реального музейного подкумысника и орнаментирован традиционными башкирскими сюжетами. Это был заказ главы Республики Башкортостан.
Как выглядит внутренняя жизнь бренда: как много человек в команде, какие самые быстрые и долгие работы вы создавали?
— Главное в бренде — люди, идеи и, конечно же, пушкинские слова: «Служенье муз не терпит суеты».
А в среднем процесс разработки керамического и фарфорового изделия сколько времени занимает? Что может пойти не так во время его росписи?
— Создание, если хотите, рождение нового изделия требует слаженной работы скульптора, художника, технолога и предпринимателя. Это сродни написанию музыкального и поэтического произведения.