Чем холоднее становится на улице, тем глубже мы вступаем в диалог с пространством собственной квартиры. Чтобы этот разговор был оживлённым как минимум до мая, окружите себя вещами с историей и человеческой энергетикой, например, авторской керамикой. Тарелки-боулы, которые мастер лепил около часа на гончарном круге, фарфоровые и абстрактные вазы, пиалы для чайной церемонии с авторской росписью.
Почему модные бренды стали выпускать отдельные коллекции с посудой и другими элементами декора из глины, почему стали открываться гончарные школы, а свидание за лепкой керамики стало одним из романтичных вариантов?
Считается, что началом тренда послужил период пандемии — люди сидели дома и то и дело выдумывали варианты досуга. Именно лепка из глины (не обязательно на гончарном круге) помогала в месяцы изоляции поддерживать связь с природой и наполняться энергией созидания. В виртуальном мире художников тянет к глине как к чему-то материальному, понятному и осязаемому.
Одним из популяризаторов авторской керамики стал Джонатан Андерсон. Он уже несколько лет регулярно проводит Loewe Craft Prize — премию для ремесленников, в рамках которой поддерживает разные направления ручного мастерства, в том числе керамику. К примеру, из 30 работ, отобранных экспертной комиссией для парижской выставки LOEWE FOUNDATION Craft Prize 2024, как минимум 5 предметов были сделаны из глины.
В 2021 совместно с аукционным домом Sotheby’s Loewe представили проект Weaves — коллекцию уникальных предметов ручной работы по мотивам галисийских горшков для запекания каштанов, в которых проделаны отверстия с различным декором: цветами, кожаными вставками, остатками ткани. Коллекцию керамики в 2020 выпустил и Симон Порт Жакмюс — совместно с греческой керамисткой Дафной Леон. Дизайнерский тандем представил тарелки с объёмными глазированными овощами, оливками, фруктами и аксессуарами Jacquemus, например, малышкой Le Chiquito — в лучших традициях французской пасторали.
Еще керамикой давно увлекается Анн Демельмейстер, которая покинула собственный бренд в 2014 году и углубилась в изучение старинной техники изготовления и окрашивания фарфора. Энтони Ваккарелло со своим особым взглядом на силуэты выпустил несколько ваз и тарелок совместно с художницей Матильдой Мартин. Коллекция Saint Laurent была посвящена знаменитому саду Мажорель в Марракеше. Ив Сен-Лоран приобрёл его в 1980-м — именно здесь среди тропических растений был развеян прах кутюрье.
Российские марки тоже не обошли тренд: в 2020 Walk Of Shame сделали ограниченный дроп совместно с художницей Светланой Мамонтовой и ее студией Lota Lota — белые керамические тарелки с неровной фактурой, золотым кантом по краю и золотой надписью WOS на дне. Также российское сообщество художников-керамистов развивают Алиса Гвоздева, Алина Золотых, Мария Колосовская, Даниил Антропов, Дарья Неретина.
Сейчас интерес продолжает расти: её выпускают не только крупные бренды, но авторы-одиночки. Локальные мастерские проводят еженедельные мастер классы по работе за гончарным кругом, а в заведениях подают блюда в керамике. Секрет прост — такая душевная посуда не только эстетически наполняет пространство, но и позволяет делиться теплом и эмоциональной поддержкой из рук в руки.